За неделю до официального празднования 315-й годовщины основания Санкт-Петербурга у здания Нового Эрмитажа состоялся необычный концерт. Знаменитый поэт, один из основоположников российской авторской песни Александр Городницкий пел и читал стихи для собравшихся вечером 20 мая на небольшом участке Миллионной улицы, буквально в двух шагах от Дворцовой площади.
Собственно, поводом для этого концерта стал не только приближающийся День города, но и юбилей самого автора — 20 марта ему исполнилось 85 лет. Доказательством того, что он находится в хорошей творческой и физической форме, стало его двухчасовое выступление стоя, лишь с небольшими перерывами для того, чтобы представить других участников концерта.
Открыл концерт небольшой приветственной речью директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, сказавший: «Александр Моисеевич впервые исполнит у Атлантов — “Атлантов”. Великий символ культуры Ленинграда-Петербурга Александр Городницкий — со своей великой песней. Давайте, если будет такая погода, будем каждый год собираться в этот день и слушать эту великую песню. Александр Моисеевич, спасибо вам громадное за песню, за то, что вы сегодня с нами, за то, что у нас получается нечто новое, хорошее, правильное и красивое!».
После этого на крыльцо Нового Эрмитажа вышли участники хора одной из гимназий Павловска. Они спели «Атлантов» и песню «Дворец Трезини», впервые прозвучавшую в эфире программы ленинградского телевидения «Пятое колесо» тридцать один год назад:
Земные кончаются тропы у серых морей на краю. То Азия здесь, то Европа диктуют погоду свою. То ливень балтийский внезапен, то ветер сибирский жесток. Полдюжины окон на Запад, полдюжины — на Восток.
А затем место у микрофонов заняли сам Александр Городницкий и аккомпанировавший ему на гитаре Валерий Чечет. Перед каждой песней автор рассказывал короткую историю. Например, о том, как одна из его песен прозвучала в 1963-м году в телепрограмме «Голубой огонек» в исполнении «тогда еще молодого и со своими волосами Иосифа Кобзона. Правда, слова он переврал, как только мог, ну да, бог с ним». После этого прозвучала песня «Снег».
Снег, снег, снег, снег, Снег над палаткой кружится. Вот и кончается наш Краткий ночлег. Снег, снег, снег, снег Тихо на тундру ложится. По берегам замерзающих рек Снег, снег, снег.
Публика, а ее собралось около тысячи человек (что при отсутствии рекламы на радио и телевидении можно считать настоящим аншлагом), подпевала эту лирическую песню вполголоса. А вот следующую — уже во всю силу, причем, особенно старались женщины.
Все перекаты, да перекаты - Послать бы их по адресу! На это место уж нету карты — Плыву вперед по абрису. А где-то бабы живут на свете, Друзья сидят за водкою. Владеют камни, владеет ветер Моей дырявой лодкою.
Конечно, прозвучали и «Над Канадой небо сине», и «От злой тоски не матерись», и «Предательство» (о последней песне Городницкий сказал, что она была написано по одному весьма печальному поводу, и он не хотел ее петь, но очень попросил кто-то из зрителей).
А потом, вспоминая о своих путешествиях по Крайнему Северу, поэт прочел стихотворение «Сухариха» — о строительстве дороги силами заключенных в условиях Вечной мерзлоты.
Запах тленья, приторный и сладкий, Вниз распространялся по реке. Поутру проснешься — у палатки Скалит череп зубы на песке. В лагерях на быстрых этих реках, Где срока не меньше десяти, По весне расстреливали зеков, Чтобы летом новых привезти. Мы со спиртом поднимали кружки Поминая этих доходяг. С той поры мне объяснять не нужно, Что такое сталинский ГУЛАГ.
Для смены настроения Городницкий рассказал байку о том, как в 1972-м году он стал невыездным. А именно, как его вызывали в так называемый Большой дом на Литейном проспекте по поводу «аморального поведения», как его два часа выпытывал парторг о подробностях личной жизни во время командировки в Африку. А много лет спустя посол Сенегала вручил Александру Городницкому подарок, за то, что он первым в России написал песню об этой стране. Разумеется, припев этой песни публика подпевала с особым энтузиазмом.
Дорогие братья и сестрицы, Что такое сделалось со мной? Все мне сон один и тот же снится, Широкоэкранный и цветной. И в жару, и в стужу, и в ненастье Все сжигает он меня дотла, - В нем постель, распахнутая настежь, И жена французского посла!
Когда же, через два с четвертью часа после приветственного слова директора Эрмитажа зазвучали вступительные аккорды «Атлантов», со своих мест поднялись даже сидевшие в двух первых рядах почётные гости.
Стоят они навеки, уперши лбы в беду, Не боги, человеки, привычные к труду. И жить еще надежде до той поры, пока Атланты небо держат на каменных руках.
После чего, Александр Городницкий обратился к собравшимся: «Спасибо друзья! Запомним эту дату: 20 мая. Приглашаю вас всех в следующем году сюда же».
Среди тех, кто в полный голос подпевал «Атлантов», был и депутат городского Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский. Когда отзвучали финальные аплодисменты и публика потянулась к крытому киоску за компакт-дисками и сборниками стихов Городницкого, он кратко, но эмоционально оценил концерт под открытым небом: «Прекрасно! Я в восторге! Я считаю, что заложена новая городская традиция, и дай бог долгих лет жизни Александру Моисеевичу Городницкому, чтобы он еще много раз успел выступить у Атлантов с таким концертом. Я счастлив!».
Вскоре у ступеней Нового Эрмитажа выстроилась очередь желающих получить автограф автора «Атлантов». Люди протягивали Александру Городницкому и новенькие DVD-диски, и старые, заигранные виниловые пластинки, книги в твердых переплетах и машинописные листки с текстами песен. Женщины вручали поэту букеты цветов, а некоторые норовили поцеловать.
Среди почетных гостей концерта был и директор Всероссийского музея Пушкина Сергей Некрасов. Вот как он ответил на вопрос корреспондента RFI, как сочетается поэтическая традиция XIX – начала XX века с бардовской песней.
Сергей Некрасов: По-моему, очень естественно. Поскольку, действительно, Петербург всегда вдохновлял поэтов, и мы можем вспомнить тут и Пушкина, и поэтов «серебряного века». А 60-е годы, это, действительно — Городницкий, это та авторская песня. И вот я не помню ни одного концерта, когда бы ни звучала песня «Атланты», чтобы зал не встал просто очень естественным образом. И об этом…
RFI: Неформальный гимн города…
Абсолютно неформальный, да. И вы видите сегодня — не только «Атланты», а очень многие песни действительно любимы людьми. Вот, только Александр Моисеевич объявил какую-то песню — сразу раздаются аплодисменты, а он еще рта не успел раскрыть. Потому что люди знают, что сейчас прозвучит, и они этого ждут, радио этого они стояли здесь два часа, на него смотрели. И — поразительное сегодня, конечно, событие, и «Атланты» под Атлантами, это, вообще, великолепно! Отличная идея!
Ваш прогноз: это станет традицией, или это все-таки уникальный концерт?
Возможно, это и станет традицией, но вот такого события, свидетелями и участниками которого мы были сегодня, такого, конечно, уже не будет. Это — первое, очень серьезное и очень яркое событие. Я очень рад, что это произошло.
Когда последний человек в очереди получил автограф, Александр Городницкий подошел к корреспонденту RFI. На просьбу оценить концерт под открытым небом на Миллионной улице, он сказал: «Думаю, что мне стоило жить. Потому что ничего более высокого в жизни случайно выжившего, действительно, блокадного ленинградского мальчишки, который жил и живет этим родным городом…
Я никогда не мечтал о том, что меня удостоят вниманием академик Пиотровский, крупнейшие специалисты по Эрмитажу. Эрмитаж был и остается для меня храмом не только искусства, но и символом Питера. Почему я написал песню именно «Атланты», а не что-нибудь там про Медного всадника, понимаете? И для меня сегодняшнее событие — то, что мои «Атланты», сростившись с этими Атлантами, стали символом родного города — надежда на то, что — всё-таки, мне 85 лет, пора подумать о том, что будет потом — что что-то останется.
Я был счастлив стать участником вот этой акции, которая нас всех переживет и станет традицией в Питере. Для меня это большое счастье, если бы я верил в бога, я бы считал, что это — оттуда. “Атланты” будут всегда».
Подтверждением этих слов может служить и то, что примерно, через час после окончания концерта на Втором Зимнем мосту, то есть в том самом месте, где Зимняя канавка впадает в Мойку, трое молодых людей под гитару пели и «Атлантов», и «Дворец Трезини», и «Над Канадой», и другие песни, звучавшие у крыльца Нового Эрмитажа.
Автор: Владимир Бондарев (Санкт-Петербург)
Источник: ru.rfi.fr