Закончился IX Бакинский Международный фестиваль авторской песни, посвященный 80-летию Александра Моисеевича Городницкого, одного из основоположников жанра. Закончился очередной праздник для думающих и духовных людей. Со дня окончания прошло уже несколько дней, было время остановиться, отойти от эйфории, подумать, поразмышлять. Так сказать, большое видится на расстоянии. И что же мы увидели?..
Прежде всего лишний раз убедились, что высокодуховный жанр авторской песни не умер и по-прежнему нужен, по-прежнему будоражит умы и сердца. Зал Театра песни им. Рашида Бейбутова на каждом фестивальном концерте (которых было десять) был полон, на юбилейном вечере Александра Моисеевича Городницкого и на заключительно Гала- концерте зрители стояли в проходах и поднимались на верхние ярусы. И, несмотря на жару и духоту "верхотуры", мужественно там сидели и слушали прекрасные песни. После концертов, когда в зале гас свет, зрители еще долго стояли на ступеньках театра, общаясь друг с другом и участниками фестиваля. Фестиваль бардовской песни - это ведь не пафосное мероприятие, это прежде всего неформальное общение, которое подразумевает не только взаимообогащение участников фестиваля, но и зрителей. Несколько огорчало только то, что состав зрителей от фестиваля к фестивалю практически не меняется - в зал приходят не только любители авторской песни старшего поколения, которые хорошо в ней разбираются, но и публика, которой все равно, в общем-то, что смотреть и слушать - бардов, блатной шансон, пляски народов севера или ирландский балет. Благо концентры бесплатны - это кредо устроителей фестиваля, понимающих, что у интеллигентной публики с финансами не очень... Молодежь была, но ее было мало. Что, в общем-то, не очень хорошо, особенно если учесть, что главный спонсор фестивалей - Министерство молодежи и спорта. Да, на рекламу у организаторов фестиваля средств не хватает - платная реклама не предусмотрена бюджетом, поэтому вся информация разносится "цыганской почтой". Сами же зрители не особо стремятся помогать организаторам и как-то разносить информацию о фестивалях авторской песни по своим знакомым, друзьям и их детям.
Порадовало то, что посольство Российской Федерации в Азербайджане наконец-то "повернулось лицом" к русскоязычному фестивалю и на каждом концерте присутствовало до десяти сотрудников посольства, а на юбилейном вечере даже выступил старший советник посольства и "по совместительству" известный российский поэт Александр Евгеньевич Гладков. От имени посольства он очень тепло поздравил Александра Городницкого, подчеркнув его роль в русской поэзии и в становлении авторской песни. Оказалось, что среди сотрудников Российского посольства очень много любителей бардов, и, несмотря на занятость, они находили время для фестиваля.
Очень порадовал сам Александр Моисеевич. Несмотря на свои восемьдесят лет, он поражает человеческой и творческой активностью, пишет новые стихи и песни, издает книги, снимает фильмы, остается по-хорошему любопытным человеком, не пропускает ни одной экскурсии по своему любимому городу, которые ему предлагают организаторы. Тут надо сказать огромное спасибо Фуаду Ахундову, тележурналисту, автору проекта "Бакинские тайны", горячему поклоннику бардовской песни, талантливейшему экскурсоводу, влюбленному в вой родной город и умеющему рассказать о нем так, что даже самый равнодушный - и тот влюбится в Баку до конца своей жизни. Любая экскурсия Фуада - это театр одного актера, это целое действо, которое захватывает и уносит с собой в лабиринты истории.
Юбилейный вечер Александра Моисеевича Городницкого состоял из двух отделений. В первом, которое представляло собой настоящий капустник в лучших советских театральных традициях, звучали песни Городницкого в исполнении молодых бардов из разных городов и стран. "Костяком" капустника являлись три дуэта: москвичи Ольга Васильева и Михаил Гантман, Татьяна и Виталий Басенок и дуэт из Тулы Ольга Соловьева и Максим Денисов. Эти шесть увлеченных и влюбленных в авторскую песню талантливейших ребят уже знакомы нашим зрителям. Они - основа стихийных ансамблей, которые так всем полюбились.
Режиссером капустника был президент Бакинского клуба авторской песни, капитан фестивальной бригантины Джавид Имамвердиев. Кроме того, что Джавид фанат авторской песни в самом лучшем смысле этого слова, он еще и профессиональный режиссер. Более того, именно он был режиссером самого главного юбилейного вечера Александра Городницкого, который прошел в марте в столице России - Москве. Бакинцам есть чем гордиться! Александр Моисеевич поставил перед высокопоставленными москвичами жесткое условие: или бакинец Джавид, или никто. Вечер в Москве прошел "на ура". Да, возможно, это кому-то не понравилось: где азербайджанец Имамвердиев и где русский поэт Городницкий? (Да, еврей Городницкий называет себя русским поэтом, и по праву. Все помнят гениальную строчку из его стихотворения: "Родство по слову порождает слово, родство по крови порождает кровь") Но главное не это. Главное, что авторская песня объединяет людей, их души, она заставляет задуматься о вечном, она - лекарство от бездуховности. И какой национальности поющий авторскую песню - дело десятое. И русский поэт Городницкий, ленинградец по происхождению, еврей по национальности, влюбленный в азербайджанскую столицу, - лучшее тому подтверждение.
Во втором отделении пел сам Городницкий, аккомпанировал ему любимец бакинской публики Михаил Гантман. Наверное, в следующем году организаторы фестиваля все-таки учредят неформальный приз - "Приз лучшему аккомпаниатору Городницкого". У Александра Моисеевича, который совершенно не дружит с гитарой, и кроме Миши есть аккомпаниаторы: Александр Исаев, Александр Костромин и другие. Но это люди, скажем так, среднего возраста, и ничего нет удивительного в том, что они любят и понимают творчество Городницкого, равно как и творчество других, немолодых уже бардов. Миша Гантман, московский учитель, человек молодой, ему слегка за тридцать. И, несмотря на возраст, это настоящий знаток авторской песни и замечательный аккомпаниатор - внимательный, чуткий, не говоря уже о том, что он прекрасно владеет инструментом. Но дело даже не в этом - Михаил Гантман словно выпал из прошлого, настолько он органичен в жанре, в который в наше время вносится немало чуждого и наносного - так сказать, в угоду моде. Нет, никто не спорит - авторская песня должна развиваться, в нее должно привноситься что-то новое, живое и яркое, иначе она замрет и застынет. Она должна двигаться, не должна стоять на месте, но только не в ущерб главному - духовности жанра и глубине поэзии, ибо барды - не что иное, как поющие поэты. Поэты, а не исполнители в стиле джаз, рок или фолк. Да, жанры перемешиваются, иной раз трудно понять, что перед тобой - авторская песня, баллада, шансон или рок-композиция. Поэтому нужно очень четко и чутко понимать и чувствовать грань, за которой неизбежен срыв во что-то иное. Идти по лезвию бритвы - каторжный и неблагодарный труд, но и награда высока - сама жизнь авторской песни. Так вот Михаилу это удается блестяще. Этот молодой человек чувствует авторскую песню так, словно живет в шестидесятых. Там, где "юность наша замерла, как мошка в янтаре" - по словам еще одного, не побоюсь этого слова, великого русского барда Вадима Егорова, тоже постоянного гостя и участника Бакинских фестивалей. Кстати, Михаил Гантман стал не только лауреатом фестиваля в номинации "Лучший композитор", он и его жена Оля Васильева получили "Приз зрительских симпатий" (В прошлом году его получила Ира Парошина из Тбилиси.) Так бакинцы проголосовали за своих любимцев.
Кстати, нынешний фестиваль был богат на награды. Дипломы и призы вручались устроителями фестиваля на заключительном Гала-концерте. Дипломантами IX Бакинского фестиваля авторской песни стали: Полина Матькунова в номинации "Лучший автор", Екатерина Михальченко и Ольга Васильева в номинации "Лучший исполнитель", Екатерина Михальченко в номинации "Лучший композитор", Татьяна и Виталий Басенок в номинации "Лучший дуэт". Лауреатами, то есть победителями, стали: Лилия Савицкая в номинации "Лучший автор", бакинка Вафа Мамедова в номинации "Лучший исполнитель", Ольга Соловьева и Максим Денисов в номинации "Лучший дуэт".
Но самое главное - вовсе не награды. Самое главное то, что в этом году фестиваль очень сильно отличался и от прошлогоднего, и от всех предыдущих фестивалей. Как заметили все без исключения участники и устроители, в этом году на сцене выступал единый клуб. Создавалось ощущение, что все участники - старые добрые друзья, много лет поющие вместе, много лет болеющие за общее дело, много лет понимающие друг друга с полуслова и с полуаккорда. Это заметили и все зрители, это сложно было не заметить! Особенно когда зал вставал и начинал петь вместе со всеми, вкладывая все свои чувства в бессмертные строки... Авторская песня сметает все границы, авторская песня создает единый организм, дышащий в едином ритме. И Бакинские фестивали - лучшее тому подтверждение!
И еще один момент... Мы, бакинцы, имеющие непосредственное отношение к организации фестиваля, в глубине души думали, что фестивали наши - что-то маленькое, малозаметное на фоне такого монстра, как Грушинский фестиваль, прошедший в этом году аж в сороковой раз. Что наш фестиваль - так, ребенок, только встающий на ноги, что наш фестиваль, может быть, даже где-то самодеятельный... Оказалось, все не так! Оказалось, что такого формата больше нет нигде! И откуда мы это узнали? От бардов, живущих в других городах и в других странах, причем дальнего зарубежья. Оказывается, о нашем фестивале по всему миру идет мощная слава, он даже получил неформальное название "Бакинские каникулы". Мы узнали, что на него стремятся попасть именно из-за его потрясающего настроения, которое создается как комплекс причин. Тут и атмосфера города, и легендарное азербайджанское гостеприимство, перерастающее в настоящую семейную обстановку, и невероятная чистота русского языка, которую сохранили бакинцы, и удивительная атмосфера праздника, и потрясающая любовь к авторской песне. Любовь искренняя, чистая, сметающая все преграды. Любовь, которая как на машине времени уносит нас в светлое прошлое, когда все были молоды, искренни, не думали о деньгах, о выгоде, читали под луной стихи и были счастливы. Да, может, это и наивно. Может, это попытка убежать в прошлое, в котором небо было голубее и деревья были большими, в котором пелись старые добрые песни... "И друзей созову, на любовь свое сердце настрою, а иначе зачем на земле этой вечной живу" Может, мы искусственно стремимся отгородиться от жестких и жестоких реалий нашего времени с его чернухой, алчностью и безразличием. Но если нам удается создать свой маленький мир, в котором есть любовь, вера и духовность, то еще не все потеряно! Этот маленький мир может расти, расти и стать большим. И вместить туда всех желающих: неравнодушных, справедливых, независтливых, бескорыстных и умеющих любить. И авторская песня нам в этом поможет. Обязательно!!!
Автор: О. БУЛАНОВА
Источник: