Мир авторской песни
Мир авторской песни
Статьи по теме самодеятельной бардовской авторской песни.
Фестивали, концерты, интервью, клубы КСП и КАП, объявления, пресс-релизы…
Информация скопирована из интернета с указанием источника. К сожалению, яндекс не считает это правильным и наложил санкции.

MirAP.ru

Чужой среди своих. Михаилу Щербакову — 55

31 марта 2018 г. Просмотров: 57 RSS Обсудить
Барды

Под внешней оболочкой типичного барда скрывается поэт с уровнем работы над словом, недостижимым ни для кого из корифеев этого жанра — и поэтому самого МКЩ к нему отнести никак невозможно

Узкий, но плотный культ вокруг барда Михаила Щербакова сложился так давно, что он кажется современником Окуджавы или по меньшей мере ровесником Юлия Кима. Каковому ощущению способствует и визуальный образ Щербакова — круглолицый коротко стриженный и гладко выбритый мужчина в больших очках и с огромным лбом, обычно — в простой клетчатой рубашке. На вид — типичный умник-шестидесятник, Байрон из НИИ.

Но Михаилу Щербакову 27 марта исполняется всего 55. Он годится по возрасту в сыновья Киму и Городницкому, в племянники Гребенщикову и Митяеву, ровесник, плюс-минус один год, Цоя и Егора Летова и вообще одногодка Леонида Фёдорова.

И при этом, что еще удивительнее, — среди исповедующих его культ есть молодые люди, которым вроде как положено слушать даже не Цоя, а Басту и Оксимирона. Но они слушают Щербакова. И не просто слушают, а воспринимают его как поэта. Мы попросили двух таких молодых людей, студентов Литературного института, объяснить — почему?

«Здравствуйте, вот и я, мол. Только что, мол, с луны» ©

Но вместо того, от обиды кривясь, поведу под уздцы
бемоля и ямба гибриды, добро хоть не льва и овцы.
Михаил Щербаков
«Русалка, цыганка, цикада…»

Про поэзию второй половины XX века мы, юные и беспечные, привыкли думать с долей теплого романтического флера. Светлый и грустный Евтушенко, наблюдательный Бродский, меткий Берестов, ироничный Шпаликов — десятки их, разнообразнейших словотворцев, звучащих во всяком доме легально или запретно. Эпоха принесла нам множество имен, и среди них не последним весомым станет имя Михаила Щербакова. В этом году известный бард отмечает юбилей, и это вовсе не единственный повод говорить о его многолетних творческих трудах.

«А какое, собственно, отношение бардовские песни имеют к современной литературе?» — увы, некоторая доля литературно ориентированной интеллигенции по-прежнему отказывает как песне в целом, так и авторской песне в частности в праве причислять себя к поэзии. Спорить тут можно бесконечно: вспомнить, что само слово «лирика» происходит от древнегреческой лиры, то есть лирика без аккомпанемента невозможна; о том, что средневековый поэт — трувер, трубадур, миннезингер и тем более мейстерзингер — без условной лютни уже не поэт; о том, в конце концов, что в хрестоматийных пособиях по русской литературе XX века неизбывно присутствуют Окуджава, Галич и Высоцкий.

Сегодня, «в 2к18», когда поэзия может принять форму блэкаута, настенной каллиграммы или рэпа, начитанного под бит, когда ее рисуют, вяжут, строят из кубиков, вешают над Третьяковским проездом и синтезируют из дешевых духов, даже странно отказывать ей в праве синтеза с искусством музыкальным. Однако спор все еще не закончен: национальная премия «Поэт» присуждается Юлию Киму — Рейн и Кушнер выходят из судейского состава в знак протеста; несколько лет подряд в топ-пять Нобелевки входит Боб Дилан — и когда пятое место превращается в первое, литературная общественность разражается яростной многомесячной полемикой. Позиции «поэта с гитарой» остаются шаткими.

Современным бардовским сообществом Щербаков тоже зачастую отвергается или, по крайней мере, дистанцируется. Как формулирует Юлий Ким, называя его «стопроцентным небардом», «…это больше чем поэтическая потребность писать стихи и песни. Это понятие своего дела как некоторой миссии, с очень высокой ответственностью и с очень высоким требованием к качеству этого дела. Вот что, мне кажется, отличает Мишу от общего этого братства бардов».

Сомнения в принадлежности Щербакова течению авторской песни выказывал и Булат Окуджава, особо подчеркнувший, что это «уже несколько другой жанр». Разумеется, такого рода отторжение носит характер исключительно умозрительный, ибо в какой еще ряд может быть встроен человек, поющий свои сочинения под гитару? На регулярном участии в Грушинском фестивале или на выступлениях в бардовском «Гнезде глухаря» оно никак не скажется.

И при этом Дмитрий Быков — еще один давний поклонник Щербакова — вдруг может заявить во всеуслышание:

«Щербаков сегодня (в 2006 году. — Ред.) едва ли не в одиночестве двигает русскую поэзию вперед,

находя принципиально новые возможности для ее развития и новые формы ее существования».

Как одно сочетается с другим?

Песни Щербакова отличает сложная, но скупая музыкальная палитра. Мелодическая линия голоса, у иных авторов первостепенная, отходит у него на второй план, и основная роль, которая ей отводится, — подчеркивание ритмических аспектов поэтического текста. Особенность примечательная, если учесть, какую огромную роль ритмика и фоника играют в поэзии вообще, вне зависимости от степени понимания читателем или слушателем самого смысла.

Как это работает?

Например:

Мы вИдим, как из стеклЯнных врАт
на пОле, где самолЕты в рЯд
выхОдит нЕкто, на пЕрвый взглЯд
весьмА невзрАчного свОйства.
И пОльзуясь темнотОй, тайкОм,
шагАет по полосЕ, причЕм
в рукЕ несЕт чемодАн, а в нЕм
взрывАтельное устрОйство»

Произнесенный вслух, такой текст (как ни парадоксально) производит впечатление в большей степени ритмизированной и рифмованной прозы, чем собственно поэзии. Но стоит сложить его с аккомпанементом, как станет очевидным, что каждая сильная доля такта совпадает с ударениями, которые мы выделили выше, всего в двух местах — во втором и седьмом слогах каждой строчки: «мы вИдим, как из стеклЯнных врат», «весьмА невзрачного свОйства». Картина ритмического рисунка меняется, обретает более точные очертания, и на выходе мы имеем целостное произведение, написанное в едином размере (двустопном втором пентоне с усеченной второй стопой, говоря стиховедчески).

Разве не удивительно, как тонко и точно

Щербаков работает на обрамление текста мелодией, назначая ей роль не самоцельную, но непосредственно обрабатывающую стихотворение в восприятии читателя?

Тем не менее музыкальное сопровождение не является неотъемлемой частью произведения: в отличие от текстов Шевчука, Летова, Вени Д’ркина, тем более — Высоцкого, также нередко относимых к категории «поэтов с гитарой», вещи Щербакова без музыки потеряют часть интонации, но ни крошки смысла и эмоционального посыла.

И вот — почувствовав эту связь,
он вздрогнул, и подался, кренясь,
и вся структура его взвилась
и радостно загудела —

стоит только присмотреться, как становится очевидным, что плотное наполнение согласных, идущее от глухих к звонким, не просто имитирует звук самолетного двигателя, но делает это динамически. Сначала «ст-св», затем «вздр», «кр», «стрктр», «взв» — и затем ассонансное, ровное «и ра-дост-но загудела». Двигатель как бы «прочихался», «откашлялся» и начал работать так, как задумано, со свободным моторным дыханием. При таком уровне работы с текстом оттенки смысла передаются звучанием самого слова: ему не обязательно пользоваться вспомогательной мелодической линией, чтобы передать в подробностях создаваемую картину — оно пользуется музыкой лишь затем, чтобы облегчить процесс восприятия произведения для слушателя.

Так устроено подавляющее большинство песен Щербакова: неповторимые в концертном исполнении, они в то же время свободно трансформируются в стихи, публикуются сборниками, читаются вслух со сцены и ничего существенного от этого не теряют.

Подобная «шиловская»

позиция чужого среди своих делает Щербакова особенным явлением в своей сфере — и дает основание принять ее за точку отсчета чего-то другого.

Чего-то, чему до сих пор нет общепринятого определения. Исследовать это «что-то» и таким образом обозначить влияние поэта (ли?) на литературу (ли?) еще только предстоит.

________________

В заголовке использована строчка из песни МКЩ «Петербург», в тексте анализируются отрывки из песни «Аэродром»

Текст: Таисия Овская, Сергей Петровский

Источник: godliteratury.ru

Почитайте записи уфимского блогера о политике, экономике, жизни, мире и судьбе. Один из многих, живущий в своём мирке, и размышляющий о своём ничтожестве и величии. "Человек, словно в зеркале мир, многолик. Он ничтожен и, всё же, безмерно велик" smile

Случайный биографический факт
Евгений Данилович Агранович - советский и российский кинодраматург, сценарист, поэт, прозаик, бард, художник. Евгений Агранович родился 13 октября 1918 года в городе Орле. Скончался в Москве 29 января 2010 года.
twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru rutvit.ru myspace.com technorati.com digg.com friendfeed.com pikabu.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com bobrdobr.ru mister-wong.ru yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)