В Санкт-Петербурге открывается фестиваль авторской песни «Топос» — один из старейших подобных фестивалей в России. Главные мероприятия пройдут в стенах Санкт-Петербургского государственного политехнического университета с 29 ноября по 2 декабря. Но фактически фестиваль уже в самом разгаре: заочный отборочный тур идет вовсю...
История «Топоса» весьма любопытна. Изначально, в 1968 году, это был обычный факультетский капустник, коих в те времена в Политехе (да и почти во всех вузах страны) насчитывалось как боровиков в сосновом лесу. Но очень быстро он трансформировался в самобытный фестиваль студенческой авторской песни. Сначала — внутриполитеховский, затем, к середине 1970-х, — в городской.
Есть обновление от 29 ноября 2012 г
«Топос» отличался и сильной конкурсной программой (здесь делали первые шаги сегодняшние корифеи жанра Виктор Гагин, Алексей Брунов, Михаил Трегер, Николай Простаков, Евгений Исакевич, Вячеслав Вахратимов), и отменным конферансом (постоянными ведущими фестиваля были Михаил Астановский и Андрей Амбросович), и невероятной любовью публики.
В этом контексте интересны воспоминания первого президента первого политеховского клуба авторской песни — клуб этот также носил имя «Топос» — Виктора Аникеева. «Впервые о „Топосе“ я узнал в декабре 1973 года. Я в ту пору учился на подготовительном отделении... Нам принесли четыре билета на „какой-то конкурс самодеятельной песни“. В ту пору для меня слово „самодеятельность“ означало „два прихлопа — три притопа“ под гармонь в сельском клубе. Я не хотел их брать, эти билеты, но мне сказали, что в день конкурса я смогу их принести в Главное здание и там сдать... В день конкурса я потащился в Главный корпус, не надеясь сбыть эти злосчастные билеты (а они стоили бешеных денег — аж по рублю!). Еще за остановку до Политеха у меня вдруг начали спрашивать „лишний билетик“ на „Топос“. Стало любопытно! Три билета сдал по три рубля за штуку; на четвертый пошел сам. И тогда впервые увидел, услышал и с первого аккорда полюбил НАСТОЯЩУЮ песню».
Конкурс в советские времена курировали товарищи из комсомола. Существовал даже специальный худсовет, на котором решалось, пропускать «подозрительную» песню или нет. Чаще всего цензоров удавалось перехитрить. И с политеховской сцены звучали песни запрещенного Александра Галича, поданные как «творчество неизвестного автора», и стихи опального Иосифа Бродского... Вообще, «Топос» во все времена был очень непопсовым фестивалем. Недаром его название является перевертышем конкурса эстрадной песни в Сопоте.
Удивительное дело — даже в самые трудные для авторской песни времена, когда был закрыт распоряжением «сверху» ровесник «Топоса» Грушинский фестиваль, когда возникли проблемы у старейшего в стране Московского конкурса АП, — «Топос» держался. На грани исчезновения политеховский фестиваль оказался всего однажды, в начале 1990-х, когда, не позаботившись о преемниках, эмигрировал тогдашний координатор «Топоса».
Впрочем, из хронологии выпал, фактически, всего один конкурс — «Топос-1990». Уже в марте 1992 года усилиями новой команды (новорожденного Клуба авторской песни «Четверг» и дирекции Студклуба СПбГПУ) фестиваль был восстановлен.
Что интересно, именно в марте 1992 года произошло принципиальное разделение между авторской и исполнительской составляющими конкурса. «Топос» с этого момента становится исключительно авторским песенным фестивалем — первым и на настоящий момент единственным в России. А исполнители переезжают на сцену нового политеховского конкурса — «Эхо», который и поныне ежегодно проводится в стенах СПбГПУ.
Предстоящий «Топос» обещает стать интересным не только в творческом плане, но и с точки зрения географии. В заявочном списке, помимо петербуржцев, значатся авторы из Минска, Гомеля, Казани, Уфы, Москвы, Мурманска, Калининграда... Прием заявок на участие в «Топосе-2012» еще продолжается. Возможно, авторы-исполнители из Пушкина и Павловска тоже захотят стать участниками фестиваля.
Строго говоря, в «Топосе» может принять любой автор песен, не обязательно студент: возрастных ограничений в конкурсной программе не предусмотрено. Иногородним конкурсантам нужно лишь заполнить заявочную форму на сайте «Топоса» и прислать тексты и записи песен на указанный адрес. Прослушивания петербургских авторов будут проходить пройдут в Студенческом клубе СПбГПУ (Парголовская ул, 11/2-а) 23, 26 и 27 ноября с 18.00.
Городской отборочный тур назначен на 29 ноября (начало в 19.00). 1 декабря с 12.00 до 16.30 пройдут творческие мастерские для всех желающих, а в 17.00 начнется гала-концерт с участием гостей фестиваля и лауреатов прошлых лет. В программе: Татьяна Алешина, Вячеслав Вахратимов, Сергей Гринберг, Евгений Исакевич, Вячеслав Ковалев, Ольга Макеева, Михаил Трегер, Антон Трофимов, Сергей Труханов и другие известные мастера жанра.
Главные же события произойдут в воскресенье, 2 декабря. В 15.00 начнется финальный тур конкурсной программы и награждение лауреатов. Приятный бонус — выступления «поющего жюри» и специально приглашенных гостей. Вход на все концертные мероприятия свободный.
Добавим, что фестиваль «Топос-2012» организован Клубом авторской песни «Четверг» при поддержке Департамента молодежной политики СПбГПУ, а также турфирмы «Снаряжение» и компании «Арт-Процесс».
Материалы предоставлены пресс-службой фестиваля
Источник:
Обновление от 29 ноября 2012 г
В Политехническом университете пройдет фестиваль авторской песни
Алексей ДЕНИСОВ
В городе на Неве открывается один из старейших в России фестиваль авторской песни «Топос». Главные мероприятия пройдут в стенах Санкт-Петербургского государственного политехнического университета с 29 ноября по 2 декабря.
История «Топоса» весьма любопытна. Изначально, в 1968 году, это был обычный факультетский капустник, коих в те времена в Политехе (да и почти во всех вузах страны) насчитывалось, как боровиков в сосновом лесу. Но почти сразу он трансформировался в самобытный фестиваль студенческой авторской песни. Сначала – внутриполитеховский, затем, к середине 1970-х, – городской. «Топос» отличался сильной конкурсной программой, отменным конферансом и невероятной любовью публики. В этом контексте интересны воспоминания первого президента первого политеховского клуба авторской песни Виктора Аникеева: «Впервые о «Топосе» я узнал в декабре 1973 года, я тогда учился на подготовительном отделении. Нам принесли четыре билета на «какой-то конкурс самодеятельной песни». В ту пору для меня слово «самодеятельность» означало «два прихлопа – три притопа» под гармонь в сельском клубе. Я не хотел брать эти билеты, но мне сказали, что в день конкурса я смогу их принести в Главное здание и там сдать… В день конкурса я потащился в Главный корпус, не надеясь сбыть эти злосчастные билеты (а они стоили бешеных денег – аж по рублю!). Еще за остановку до Политеха у меня вдруг начали спрашивать «лишний билетик» на «Топос». Стало любопытно! Три билета сдал по три рубля за штуку, на четвертый пошел сам. И тогда впервые увидел, услышал и с первого аккорда полюбил настоящую песню».
Конкурс в советские времена курировали товарищи из комсомола. Существовал даже специальный худсовет, на котором решалось – пропускать «подозрительную» песню или нет. Чаще всего цензоров удавалось перехитрить. И с политеховской сцены звучали песни запрещенного Александра Галича (поданные как «творчество неизвестного автора») и стихи опального Иосифа Бродского. Вообще «Топос» во все времена был непопсовым фестивалем. Недаром же его название, по идее своей, является перевертышем названия конкурса эстрадной песни в Сопоте.
Удивительное дело: даже в самые трудные для авторской песни времена, когда был закрыт распоряжением «сверху» ровесник «Топоса» Грушинский фестиваль, когда возникли проблемы у старейшего в стране Московского конкурса, «Топос» держался.
Что интересно, именно в марте 1992 года произошло принципиальное разделение между авторской и исполнительской составляющими конкурса. «Топос» с этого момента становится исключительно авторским песенным фестивалем (первым и на настоящий момент единственным в России). А исполнители переезжают на сцену нового политеховского конкурса – «Эхо», который и поныне ежегодно проводится в стенах СПбГПУ.
Предстоящий «Топос» обещает стать интересным не только в творческом плане, но и с точки зрения географии. В заявочном списке, помимо петербуржцев, значатся авторы из Минска, Гомеля, Казани, Уфы, Москвы, Мурманска, Калининграда…
Источник: