ЧАЙ В МИНИСТЕРСТВЕ КУЛЬТУРЫ ПИТЬ – ДОБРУ БЫТЬ!
В зале заседаний Министерства культуры России уютно и светло. В шкафах сверкают позолоченными обложками фолианты книг. На стенах портреты министров культуры: Луначарский, Демичев, Фурсова, Соломин… За длинным красивым, резным столом, на красивых стульях (работы мастера Гамбса?) сидят красивые люди: губернатор Самарской области Николай Меркушкин, Депутат Государственной думы Александр Хинштейн, президент клуба авторской песни им. Валерия Грушина Борис Кейльман, Генеральный директор фирмы "Мета" Николай Мартынов, Министр культуры Самарской области Ольга Рыбакова, академик РАЕН, верховный бард Александр Городницкий, глава Самары Дмитрий Азаров, редактор «Литературной газеты», писатель, Юрий Поляков, я (сбоку-припеку)… Обстановка располагает к задушевной беседе, к песне, к танцу… Поляков пьет чай.
- Нам с тобою чаю не предложили, - с улыбкой печалится Хинштейн, обращаясь к Кейльману. - Потому что мы – евреи….
Все по-доброму смеются. Как ты, наверное, догадался, наш проницательный читатель, Министерство культуры не самое удачное место, чтобы чаи гонять. Что же? Что привело сюда этих прекрасных, но по сути таких разных людей? Интрига! (Читайте во второй части: «Кто посеял раздор в семье бардов?»)
ЖИЗНЬ У БАРДОВ ТАКОВА: ФЕСТИВАЛЕЙ СТАЛО ДВА!
Барды! Слово-то, вроде бы, иностранное, а явление - чисто российское. Авторская песня – это наше национальное достояние, наша гордость, «наше все», как матрешка, окрошка, балалайка, березка, водка и Пушкин. «Милая моя, солнышко лесное….» «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…». Ни в одной культуре вы не найдете такой светлой лирики. Даже в гиперсопливой Индии! Там все их прекрасные песни сочиняют профессионалы, гуру слезливой лирики.
Редактор «Литературной газеты», писатель Юрий Поляков.
Фото: Иван ВИСЛОВ
Казалось бы, русские барды, это такие бородатые ангелы в толстых свитерах, которые весело гоняются за туманом, нюхают исключительно только шишки и запах тайги, любуются рассветом, живут в палатках, жгут костры, пьют только чай из котелка, говорят стихами, а о деньгах слыхали только из бабушкиных сказок. Ан нет! Оказывается и сюда, в эту пахнущую утром, солнцем, соснами, музыкальную страну проникла мерзкая экономическая доктрина чудовища Мамоны.
С некоторых пор легендарный, уникальный самарский Грушинский фестиваль авторской песни, «Груша», как любовно называют его в народе, на который ежегодно съезжались тысячи зрителей и менестрелей со всех концов нашей, некогда необъятной, отчизны, одновременно проходит в двух местах: на Федоровский лугах, и на Мастрюковских озерах. Сейчас эти места превратились в туристический центр с обширной инфраструктурой, гостиницами, концертными площадками, магазинами и точками пищевого насыщения. Страны больше нет, а любовь к авторской песне не умирает. Она переходит от отцов к сыновьям, от матерей – к дочерям, от дедов к внукам, а от тещь – к зятьям, от шуринов - к деверям, от свояков - к кумовьям!
Фестивалей стало два, хотя участников больше не стало. Просто одни зрители смотрют тут, другие – там! Один фестиваль проводит фирма «Мета», другой – клуб авторской песни им. Валерия Грушина под руководством Бориса Кейльмана. Можно много спорить о том, чей фестиваль круче. Но, в результате окажется, что оба они плохи. Плохи уже тем, что разделили огромную армию любителей авторской песни на два лагеря. Это, друзья, федерализация! Некогда единая армия бардов распалась и стала слабее! И был суд, и два и три. Объяснять суть противоречий двух организаторов долго, нудно и нецелесообразно. У каждого из участников своя экономическая правда. Сами-то барды поют, сочиняют и не совсем понимают: что происходит. В конфликт вовлечены, в основном руководители фонда им. Грушина, клуб авторской песни имени Валерия Грушина, Научно-производственная фирма «Мета», самарские чиновники. Суть не в этом. Грядет новый Грушинский фестиваль. И на фоне острых международных политических конфликтов, группе заинтересованных лиц вдруг захотелось просто мира. Хватит воевать!
ВСЕ! СОСТАВЛЕН ПРОТОКОЛ – ВОТ И КОНЧИЛСЯ РАСКОЛ!
В зал стремительно входит министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский.
Акт второй: (Те же и Мединский)
Мединский сказал так: «Мы собрались поставить точку в наших противоречиях и объединиться!». Все одобрительно загудели. Всем понравилась идея объединения, надоело жить розно! Никто не воскликнул «Ах! Оставьте, Владимир! Пустое!» И как это может не понравиться: ведь барды, ежели они вместе, – это ж какая сила! Им все нипочем! А поодиночке их всех можно замочить. Но тут стали обсуждать должности и чины. Вот тут-то и случилась заковыка.
Министр и чиновники предлагают своих кандидатов, а Борис Кейльман желает работать со своей старой командой. Поспорили немного, конечно. А как же! Мы ведь живем в демократическом государстве, как-никак. Но без рук. Выбрали председателя, сопредседателя, директора, два заместителя (содиректора) ревизиионую комиссию (Э! А как же без нее? Ведь бюджет Фестиваля это худо-бедно, но 40 миллионов рублей) Соучередителями стали Министерство Культуры, и администрация самарской области. Президентом объединенного, возрожденного фестиваля стал Борис Кейльман, многолетний организатор Грушинского фестиваля. Художественным руководителем предложили Александра Городницкого.
- Я уже стар для этого, - скромно отрекся он поначалу. - Тут нужен молодой.
Но его быстро уговорили, двумя-тремя комплиментами. Договорились, кто из сооучередителей и спонсоров, на каких условиях, и сколько внесет денег. А Хинштейн стал как бы объединяющей силой, от Единой России. После этого объединяющего съезда организатор фестиваля на Мастрюковских озерах Николай Мартынов облегченно вздохнув, сказал:
- Сегодня исторический день! Впервые за 10 лет мы пожали друг другу руки с Борисом Кейльманом! Да-да. Именно 10 лет назад, именно 14 мая, и произошел этот раскол….
Справка «КП»
Фестиваль носит имя Валерия Грушина (1944—1967) — студента Куйбышевского авиационного института им. С. П. Королёва, который погиб во время туристического похода по реке Уде (Сибирь), спасая тонувших начальника метеостанции Хадома и его детей.
В 1979 году фестиваль посетило 100 тыс. и на конец 1990-х — в 2000 году - 210 тысяч участников.
Автор: МЕШКОВ Александр
Источник: