Оптимисты полагают, что состоявшееся этим летом объединение раздвоенного фестиваля положило конец "гражданской войне", с 2006 года сотрясающей бардовскую субкультуру.
Пессимисты разделить их радость отнюдь не торопятся, а напротив, высказываются крайне непозитивно, зачастую даже непечатно. Реалисты же запасаются попкорном и готовятся наблюдать за развитием сюжета.
У каждой из сторон конфликта своя правда, свои неопровержимые аргументы. Так сложилось, что лично мне равно близки позиции обоих насильственно - иначе не скажешь - воссоединённых фестивалей. Тем печальнее было наблюдать за происходящим. Скажу сразу: при всём стремлении к непредвзятому изложению событий, давних и недавних, на объективность не претендую. Для людей, причастных к организаторской работе или же считающих себя друзьями кого-либо из организаторов, это в принципе невозможно. Слишком велика эмоциональная вовлечённость, ничего с этим не поделаешь. И ещё: не стану упоминать конкретных имён, чтобы не обмануть доверия людей, которые были со мной откровенны. Так что вам придётся верить мне на слово.
Фестивальные войны
Грушинка десятилетиями была местом встречи любителей песен под гитару со всей страны. И в 2007 году известие о том, что фестивалей теперь два, стало настоящим шоком. То, что казалось незыблемым, раскололось. И пришлось выбирать между привычной, родной и любимой поляной на Мастрюковских озёрах и Фёдоровскими лугами. Поначалу народ удивлялся, ужасался, стенал, взывал к разуму и призывал мириться, отбросив амбиции во имя общего дела. Но со временем стал привычным вопрос, который раньше и в страшном сне не привиделся бы: "Ты на какой Грушинский едешь?"
Строго говоря, официально Грушинским назывался фестиваль на Фёдоровке. На Мастрюках в последние годы проходил фестиваль "Платформа", который, впрочем, в народе именовался Старым Грушинским или, как и мероприятие на соседней поляне, просто Грушей. Как бы ни возмущались хранители традиций, что панибратское "Груша" опошляет идею фестиваля, посвящённого памяти студента Валерия Грушина, погибшего при спасении детей, в народе звучит: "Поехали на Грушу!" Законы языковой экономии универсальны, им нет до дела до чьих-либо оскорблённых чувств.
Дискуссии же о том, можно ли два фестиваля считать половинками одной расколотой Грушинки, к единому ответу не привели. Мнение Грушинского клуба и его сторонников непоколебимо: подлинный фестиваль - тот, который организован клубом. И никак иначе. Точка. Вот и право на бренд "Грушинский фестиваль" принадлежит клубу. На что организаторы "Платформы" резонно возражают: а попробуйте-ка запретить десяткам тысяч посетителей Мастрюков называть фестиваль Грушинским. Кстати, название "Платформа" восходит к железнодорожной станции "Платформа имени Валерия Грушина". Оппоненты как только не прошлись по "фестивалю имени железнодорожной станции". А, собственно, что ещё оставалось делать в рамках закона тем, кто убеждён: Грушинский фестиваль - не товарный знак, не чья-либо частная собственность, а народное достояние, общее культурное наследие?
Впрочем, войны за название, как ни досадно это для организаторов с обеих сторон, "страшно далеки от народа". Любителям авторской песни ближе и понятнее рассуждения о том, программа какого из фестивалей на какую целевую аудиторию рассчитана. Но и здесь у каждой из сторон конфликта - своя мифология. Фёдоровцы уверяют, что на "Платформе" авторской песни мало, в основном неформат. Спорное утверждение. Особенно при условии, что до сих пор нет чёткого определения авторской песни и границ жанра. Народ с Мастрюков зачастую считает программу Фёдоровки слишком зажатой рамками "правоверной" авторской песни - что тоже далеко от истины.
Многолетняя полемика в Интернете и на страницах различных изданий взаимопонимания не добавила. Для тех, кто не желал вникать в перипетии грушинского конфликта, наиболее резонным выходом было ехать туда, где больше друзей и любимых авторов. Что ж, может быть, это наиболее верный и мудрый подход.
Только по разные стороны баррикад оказалось великое множество хороших, добрых, умных, честных и порядочных людей. Любителей половить рыбку в мутной воде тоже было немеряно. Но главная драма в том, что рвались творческие и дружеские связи между представителями "разной грушинской ориентации".
Насильно мил не будешь
И вот по весне раздался гром среди ясного неба: вялотекущие разговоры о гипотетическом объединении фестивалей "сверху" обернулись реальностью. Депутат Государственной Думы Александр Хинштейн, министр культуры России Владимир Мединский, губернатор Самарской области Николай Меркушкин и министр культуры Самарской области Ольга Рыбакова стали главными среди представителей власти действующими лицами в этой драме, результат коей - один из самых странных Грушинских фестивалей.
Представители Грушинского клуба своей позиции не скрывали:
- Нам объединяться не с кем. Грушинский фестиваль делаем мы и только мы. Нас не волнует, что там делали на фестивале "Платформа", нам неважно, сколько там десятков тысяч человек и как его называют. Нас позвали делать Грушинский фестиваль на Мастрюковской поляне - и мы его сделаем. Все проекты "Платформы", которые вписываются в концепцию приверженности жанру авторской песни, останутся. А неформату придётся удалиться.
Всё бы ничего, но в кулуарах звучало: "Такой-то проект пусть остаётся, лишь бы его руководитель понял, что он тут персона нон грата, и ушёл во имя спасения проекта… Такой-то мастрюковский орг плохо сказал о нас в Интернете, вёл с нами информационные войны - ему на поляне не место". Процесс подготовки фестиваля, и без того осложнённый проявлениями амбиций давних врагов, вынужденных сесть за стол переговоров под угрозой лишения финансирования обоих фестивалей, изобиловал провокациями. К примеру, самарское творческое объединение, чья сцена в последние пару лет базировалась на Фёдоровке, в ходе распределения мест под сцены подаёт заявку с пожеланием разместиться на Мастрюках аккурат на месте другого проекта - чтобы, если получится, насолить несимпатичным людям, которым придётся переехать, а если не получится, так хоть повеселиться. Вот так, как говорится, с шутками-прибаутками, воплощался в жизнь сказочный сценарий "была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная".
Конечно, "новосёлам" тоже пришлось непросто. Сниматься с насиженных мест, покидать "свою" фестивальную поляну с риском оказаться где-то на дальних выселках - а на что ещё рассчитывать, если старожилы "принимающей стороны" писали в соцсетях, что родной лагерь с любимыми кустиками будут оборонять от пришельцев топорами.
Собственно, проявлений неадеквата с обеих сторон было пруд пруди. Но это как раз было ожидаемо. Неожиданность - то, что ключевые организационные вопросы решались в катастрофически близкие к началу фестиваля сроки. Положение о том, что фестиваль, находящийся под угрозой срыва, всё-таки состоится, появилось на сайте Грушинского клуба 18 июня. За две недели до события. И это при условии, что люди со всей страны и из-за её пределов взывали: определитесь уже, нам ведь решать вопросы с отпусками и билетами. В итоге часть зрителей и немало артистов приняли более чем обоснованное решение 41-й Грушинский пропустить. Те же, кто приехал, могли воочию наблюдать, что получается, когда в одну телегу впрягают коня и трепетную лань.
Недовольны остались и "платформовцы", и "истинные грушинцы". По отзывам народным, фестивали в отдельности были лучше. И без взаимной неприязни участников - представители разной "грушинской ориентации" сходятся в том, что среди наиболее часто употребимых фраз на поляне было: "Я к этим - ни ногой". Что же касается творческой программы, в ней как таковой, если отбросить моменты "политические", я несочетаемости не увидела. Было лишь нежелание "терпеть на поляне" те или иные проекты - по причине личной ненависти. В числе таких проектов оказалась "громкая, молодёжная" сцена "Платформы" - "О!стров". И только петиция, подписанная тысячами неравнодушных людей, спасла сцену от уничтожения. Примечательно, что свои подписи поставили даже не столько поклонники "неформата", сколько те, кто счёл несправедливым сведение счётов при формировании концепции фестиваля. И, в подтверждение тезиса "Действие равно противодействию", во время концерта на Гитаре - главного действа Грушинки - "О!стров" единственный не подчинился требованию не проводить мероприятий одновременно с Грушинской Горой. Здесь состоялся концерт легендарного балалаечника Алексея Архиповского, собравший тысячи зрителей. Замечу, что "О!стров" был расположен достаточно далеко от центра фестиваля и звуком Гору не перекрывал. Но наглядно продемонстрировал силу духа и самоотверженность его организаторов, отстоявших свой проект.
К слову, о звуке. Некоторые сцены остались недовольны тем, что "соседи" их глушили. За что, думается мне, надо "благодарить" тех, кто затянул переговоры и сделал невозможным заблаговременный конструктивный разговор. Серьёзные вопросы решались впопыхах, на поляне это было очень и очень заметно. Что ж, надеюсь, в следующем году промахи будут учтены. Правда, поговаривают о том, что Грушинский клуб может вернуться на Фёдоровские луга…
Точка зрения, у которой достаточно приверженцев: в любом случае, хорошо, что объединились, шероховатости со временем сгладятся, а единый фестиваль останется. И я бы с удовольствием порадовалась вместе с ними, если бы не видела, как уважаемых авторов не позвали выступить на Гитаре только потому, что они "платформовские". Если бы не читала призывов к травле неугодных, которых близкие к оргкомитету люди прямо называли в своих статьях "персонами нон грата". В лагере сцены "АЗиЯ+" в начале фестиваля появилась шутка:
- Что это вы здесь делаете?
- Нонгратим.
Не убеждена, что, если бы "рулить" фестивалем допустили оргкомитет "Платформы", обошлось бы без "перегибов". Они были бы, а как же. И мне было бы так же больно за своих друзей и любимых авторов. "В одну телегу впрячь не можно?.." Да отчего же, можно. Если конь и трепетная лань оба захотят ту телегу вывезти.
Рискуя "огрести с двух сторон", скажу: нет в этой ситуации правых и виноватых. Есть пострадавшие. И те и другие.
Чтобы не завершать эту линию повествования негативом, расскажу о том, что грело душу. Организаторы сцен, каждое фестивальное утро собиравшиеся на координационный совет, отмечали, что все вопросы решались конструктивно, никто не позволил обидам и эмоциям помешать делу, сколь бы "тёплые" отношения не связывали некоторых из "оргов".
Справедливость пословицы "Меньше знаешь - крепче спишь" тоже подтвердилась. Если кто и получил настоящее удовольствие от фестиваля, то это простые зрители, в перипетии окологрушинских войн не вдававшиеся. Концерты мэтров - Александра Городницкого, Олега Митяева, Вадима Егорова, Алексея Иващенко. Выступление Евгения Евтушенко. Работа 13-ти разноплановых сцен. Наконец, отлично срежиссированная Гора.
Кстати, для завсегдатаев Грушинки ночь концерта на Гитаре, когда Гора мерцает тысячами светлячков-фонариков, - время тихо пообщаться у костра, попеть песни. А главный концерт фестиваля можно потом и в записи посмотреть. Недаром среди грушинцев бытует мнение, что на Гору идти надо обязательно… если приехал впервые.
"Вектор" успеха
Ну и, наконец, о хорошем. Магнитогорцев на поляне было немало. В том числе ребята из клуба авторской песни "Вектор". Предоставлю слово его руководителю Елене Санаровой:
- В этом году постарались принять участие во всех конкурсах, которые проходили на фестивале. Итог получился впечатляющим: Владислава Ротанова с песней "Довоенная пора" и Евгений Лачков с песней "Парень с гитарой" стали лауреатами детского конкурса XLI Всероссийского фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина.
Также ребята попытали свои силы на сцене Пущинского фестиваля ансамблей и стали лауреатами конкурса "Юные таланты" в номинации "Дуэты и ансамбли в возрастной категории до 18 лет". В номинации "Дуэт" одержали победу Владислава Ротанова и Александра Сметанникова с песней "Сила пения".
Впервые "Вектор" поучаствовал в Православном конкурсе. В номинации "Молодой автор-исполнитель" первое место заняла Владислава Ротанова с песней "Довоенная пора", а второе место в этой же номинации дали мне, Елене Санаровой, за песню "На другой стороне неба".
Грушинский фестиваль в этом году для нас получился особенно ярким. Фестиваль для ребят - это возможность проявить себя, показать всё, чему учились в течение учебного года, шанс увидеть и услышать ровесников со всей страны, пополнить репертуар и познакомиться с необычным исполнением знакомых произведений. И конечно, Грушинка - это возможность искупаться в Волге, узнать историю Самары, погулять по её улицам и посетить достопримечательности города.
Все это было бы невозможно без спонсорской помощи депутата областного Законодательного собрания Александра Маструева, директора городского благотворительного фонда "Металлург" Валентина Владимирцева и депутата Магнитогорского городского Собрания Рафката Тахаутдинова. Благодаря их неравнодушному отношению ребята смогли посетить столь грандиозный фестиваль. Также хочется поблагодарить помощника депутата Тахаутдинова Валентину Носову за участие в жизни воспитанников клуба авторской песни "Вектор"…
"ММ" поздравляет "векторовцев" со "звёздным" Грушинским и желает им дальнейших успехов.
Что же до выводов о фестивале в целом… Он был очень разным. Может быть, в следующем году что-то изменится в лучшую сторону. А пока - объединённый Грушинский состоялся, но так и не стал единым.
Текст: Елена Лещинская
Источник: magmetall.ru