В Риге прошел концерт знаменитой российской исполнительницы бардовской песни Лидии Чебоксаровой вместе с ее бессменным гитаристом и аранжировщиком Евгением Быковым. Концерт организовала известная ведущая программ "Латвийского радио — 4" Илона Яхимович — в легендарной Первой студии.
И выступление было выше всяких похвал! После выступления Лидия Чебоксарова побеседовала с корреспондентом "Вести Сегодня".
— Думаю, возвращается то время, когда поэзия и бардовская песня были необычайно популярны: послушать авторов собирались большие залы! — говорит она. — И бардов было столько, что мы сами диву давались. Летом, помню, поезда были забиты людьми с рюкзаками и гитарами, которые ехали на природу не только рыбу половить и позагорать, но и "отдохнуть с душой" — спеть и других послушать. Тогда и сами сочиняли очень много, и песни кумиров исполнял чуть ли не каждый третий из таких вот любителей отдыха на природе, около речки и костерка, где гитара звучит.
— Так что сейчас молодых во всем этом бардовском движении так цепляет?
— Наверное, то же, что и нас в прошлом, в студенческие годы. Хотя в бардовской песне главное–то не развлечение слушателя, но "важное сообщение", которое передается через текст. Кто–то даже называет это своего рода миссионерством... И те, кто отказывается от этой идеи, чтобы просто заработать, интегрируются в шоу–бизнес, как, например, Трофим, Розенбаум, Митяев, отрываются от бардовской музыки и занимаются чем–то уже совсем другим. Ведь бардовская песня — она, по сути, совершенно некоммерческая, и без поддержки меценатов мы просто не выживем, например, не сможем издавать качественные диски и проводить концерты в "дорогих залах".
Кстати, молодые люди видят, что у них есть шанс быть изданными, услышанными в больших залах, и не прячутся — приходят с гитарами в клубы авторской песни, предлагают оценить свой талант. Бардовская песня теперь активно развивается, поскольку она уже вышла на профессиональную сцену. В России теперь концертов бардов столько, что и не уследить за всеми, — и в больших залах, и в клубах, и на "закрытых тусовках".
К примеру, если говорить о последних, то мы вот с Евгением выступали на юбилее Владимира Путина, что нигде и никак не афишировалось, зато играли там очень многие хорошие музыканты. И если на Красной площади он выходит к публике, когда играет "Любэ", то для души Владимир Владимирович предпочитает совсем другое.
— Для чего теперь, в век нынешний, в стремительную эпоху, нужна неторопливая бардовская песня?
— Она одна из немногих вещей, способная сцементировать общество, пусть и небольшое, но все же. Вовсе не случайно возник очень большой музыкальный проект "Песни нашего века", где участвовали самые разные исполнители, и я в том числе. Этот проект, когда организовывались концерты, собирал массу слушателей, например, в вашем концертном зале "Дзинтари".
А еще вот для чего бардовская песня нужна. Мы не очень часто ходим в церковь, а молиться хочется — для души. А музыка — это такая достаточно всеобъемлющая религия, и от исполнения песен, если все с душой делается, в воздухе возникают определенные вибрации, как от произнесенной молитвы, попадающей в самое сердце.
И сейчас наблюдается хорошая тенденция — в авторскую песню возвращаются профессиональные литераторы. Например, стихи для бардов пишет тот же Дмитрий Быков (я вот исполняют его "Стрекоза и Муравей" — лихую поэтическую интерпретацию известной басни, но только на современный лад). Снова открываются бард–кафе, которые были исключительно популярны в советские годы.
— Но в телевизоре грохочет беспросветная попса с одними и теми же лицами, на радио как пел Борис Гребенщиков, "снова транслируют то, что унижает человеческий ум"...
— Слава богу, что бардовская песня не светится по ТВ и не звучит на популярных радиостанциях. Случаи интеграции авторской песни в коммерческую систему ни к чему хорошему, как правило, не приводят. Но исключения все равно есть. Больше открывается радиостанций, на волнах которых звучит хорошая музыка, и на телевидении появляются тематически программы, где рассказывают, допустим, о новых бардовских записях, о каких–то течениях и веяниях в этом стиле.
У меня сейчас четыре сольных альбома вышло. Хочется верить, что их заметили...
Источник: