Мир авторской песни
Мир авторской песни
Статьи по теме самодеятельной бардовской авторской песни.
Фестивали, концерты, интервью, клубы КСП и КАП, объявления, пресс-релизы…
Информация скопирована из интернета с указанием источника. К сожалению, яндекс не считает это правильным и наложил санкции.

MirAP.ru

Моральных авторитетов в телевизоре нет!

11 декабря 2017 г. Просмотров: 307 RSS
Интервью

Тимуру Шаову удается то, к чему многие безуспешно стремятся всю жизнь: быть "своим" и для бардов с их сосредоточенностью на слове, и для меломанов, смотрящих свысока на "три аккорда под гитару". Хотя портрет его слушателя, наверное, будет похож на самого автора: умный, тактичный, ироничный, и обнаруживающий за этой иронией не всегда ожидаемую глубину…

После концерта в СГУ Шаов спешил в следующий город. Поэтому для интервью решено было воспользоваться современными средствами связи. Результат – перед вами.

"Я – человек продвинутый"

- Вы легко назначили беседу по скайпу - вы активный пользователь интернета? Не все так доверяют новым технологиям…

- Нет, не активный, просто я знаю, что у меня есть свободное время – почему бы его на это не потратить. Часто бывает, что проще поговорить по скайпу. Я человек продвинутый, да.

- Ваши песни многие ценят за тонкий юмор. Но сегодня больше в моде жесткий, грубоватый стеб. Не теряется ли тихая ирония за этим шумом?

- А это вам судить, теряется или нет. Есть же потребители разных продуктов, и у меня есть свой зритель. Меня мало волнует, что сейчас востребовано. Если будешь об этом думать, то на этом все закончится.

- То есть вам как автору важнее быть понятым, чем просто услышанным?

- Мне как автору важнее соответствовать самому себе. "Делай, что должно". Пока что, слава богу, аудитория есть, я услышан. А дальше уж видно будет, как повернется.

"У нас история развивается по кругу"

- В интервью 2015 года вы сказали, что работать стало хуже и сложнее, чем еще за пару лет до того – вас, в частности, перестали приглашать на телевидение. Сейчас, по прошествии еще двух лет, что-то изменилось?

- Ну, мы адаптировались к этому. Все зависит от того, что ты делаешь. Когда у тебя есть хорошая программа, то люди с большим удовольствием приходят на следующий концерт. Сейчас, мне кажется, немножко лучше. Дело ведь еще и в рекламе – мы стали использовать те самые новые технологии. Сейчас все ушло даже не в радио и телевидение, а в интернет. Мы начали использовать интернет, и люди стали узнавать о наших концертах. На самом деле, аудитория-то велика, но мне часто пишут: "Когда вы будете у нас в городе?" - а я там был неделю назад. "А почему же рекламы не было?" А потому что сейчас другие методы.

А те, кто работает по старинке, повесили 20-30 афиш и одну растяжку – а это уже не работает. Надо, чтобы человек, который тебя знает, прошел мимо этой афиши, чтобы это было вовремя и так далее. А интернет работает адресно, то есть таргетная группа, которая набирает "авторская песня", "Тимур Шаов" - к ним приходит реклама: в вашем городе через неделю будет Тимур Шаов. Поэтому я бы даже сказал, что с аудиторией сейчас стало получше.

- О своей аудитории вы говорили, что это – публика образованная. И действительно, для понимания ваших песен нужно обладать каким-то багажом. То есть интеллигентная публика никуда не делась?

- Я надеюсь. Приходят же люди. А куда она денется? Другое дело, куда поворачивает в плане художественных вкусов молодое поколение? Не знаю.

- Вы как-то отмечали, что, к примеру, Галич снова становится актуальным. И действительно – многие песни и юмористические монологи перестроечного времени звучат так, как будто написаны сегодня (разве только фамилии заменить). Что, нам стоит ждать новой перестройки?

- Да, это хождение по кругу. История развивается по спирали, а у нас почему-то по кругу. Опять та же символика… Это все, конечно, идеологические вещи, необходимые для закрепления статус-кво. Не случайно реанимируют Ивана Грозного – то же самое было при Иосифе Виссарионовиче: ведь это же при нем стали сниматься фильмы об Иване Грозном, Александре Невском. Показывают, что нужен крепкий, мощный, строгий правитель, что кроме монархии, мы ничего не заслужили. А так как идеологическая машина очень мощная, то обвинять людей в том, что они с удовольствием выбирают именем года Сталина… Правда, его потом стыдливо заменили на Александра Невского, про которого они ничего не знают, кроме фильма и "Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет".

О реальности речь не идет, только об идеологических клише. Отсюда и вся эта закольцованность. А будет ли перестройка? Боюсь, что нет. Хотя черт его знает - у нас все изменения сверху, так что будем ждать Горбачева.

"Самовыражение под гитару сегодня не пройдет"

- Вы говорили, что вы – не совсем традиционный бард. А на кого вы ориентировались, когда начинали писать?

- В школе я занимался рок-н-роллом. Мы пели "Битлз". А потом послушал Окуджаву, Высоцкого… Ну и, конечно, Макаревич. И вот это сподвигло к желанию писать самому. Я не был образован, не знал ни Клячкина, ни Городницкого, ни Визбора – основоположников жанра. Высоцкий и Окуджава – это все-таки немножко другое. Визбора я услышал поздно, а сейчас считаю просто выдающимся поэтом. Так что ноги у меня растут немножко из другой области, и я не могу быть типичным бардом. Но это не мешает мне ездить на фестивали, где барды считают меня своим.

- У вас есть песня "Товарищи ученые 30 лет спустя". Не страшно было на Высоцкого замахнуться?

- Да нет, я же не обозначаю это как продолжение. Это та же тема, но в другие исторические времена. А чтобы говорить "я написал продолжение песни Высоцкого", нужно быть наглым и неумным.

- Говорят, что рассмешить гораздо труднее, чем заставить плакать.

- Конечно. Это известная вещь…

- У вас это получается. Но есть два типа авторов: одни утверждают, что к ним приходит вдохновение, как будто кто-то "нашептывает", а они только записывают (над ними вы тоже подшучивали), а другие рассказывают, что скрупулезно подгоняют каждое слово в каждой строчке. К какому типу относитесь вы?

- Это и то, и другое. Вдохновение обязательно должно быть, без какого-то озарения ты никогда песню не напишешь. Но для меня это еще и кропотливая работа. Чтобы это воспринималось легко, надо очень тяжело писать, потому что я не гений. У гениев могло получаться легко, как будто им действительно диктовали – Высоцкий мог за ночь песню написать. А нам, простым смертным, приходится много работать.

- Вы же еще уделяете большое внимание аранжировкам – у вас звучит то диксиленд, то струнный квартет…

- Обязательно. Это мое рок-н-ролльное прошлое не дает взять аккорд и оставить просто так. Даже если в песне три аккорда, мы их как-то обыгрываем. Простое самовыражение под гитару сегодня не очень "пройдет".

"Лучше тратить время на песни"

- Несколько философский вопрос. Борис Гребенщиков три года назад на одном из своих концертов заявил: "Война закончится, как только мы выключим телевизор". Вы согласны с этим?

- То, что телевизор – мощнейший идеологический агент, это точно. Но, боюсь, война – все-таки более сложная и глубокая вещь. Он прав в том смысле, что промытые мозги готовы к войне. Хотя в 1913 году не было телевизора, а мозги были промыты еще как, и был такой ура-патриотизм, а та же интеллигенция (если почитать дневники Гиппиус или кого-то еще) с ужасом на это смотрела. Хотя многие сначала тоже кричали "Ура!", а потом быстро разочаровались и поняли, что любая война – невероятно грязное и кровавое дело, и никакой романтики там нет.

Конечно, выключить телевизор – это первое условие. Но потом надо еще много усилий приложить.

- А творческие люди могут как-то на это повлиять?

- У нас сейчас нет человека с таким авторитетом, как, например, у Толстого, который много писал о том, что такое патриотизм, какой он бывает, и что это средство оболванивания и войны. Многие теперешние творческие люди под судом, их сажают, о чем вы говорите! То есть они могут, конечно, сказать, но толку от этого будет немного, потому что сейчас у них нет трибуны, их нет в телевизоре… Есть, конечно, и Сокуров, и Акунин – моральные авторитеты, которые сделали много для отечественной культуры. Тот же Макаревич, Гребенщиков…

- Но стоило Макаревичу сказать что-то расходящееся с генеральной линией партии…

- …сразу забросали дерьмом. Тем не менее, делай что должно, и будь что будет. Поэтому правильно, что творческие люди об этом говорят.

- Вы, кстати, говорили, что перестали вести блог на "Эхе Москвы", потому что не хотелось делать большого крена в политику, чего ждет их аудитория. Не думали о том, чтобы вести свой видеоблог? Это очень актуальный формат…

- Я ленив для этого. Мне кажется, лучше мне потратить это время на написание песен.

Автор: Дмитрий МАРКИН

Источник: www.mngz.ru

Случайный биографический факт
Евгений Данилович Агранович - советский и российский кинодраматург, сценарист, поэт, прозаик, бард, художник. Евгений Агранович родился 13 октября 1918 года в городе Орле. Скончался в Москве 29 января 2010 года.