Евгений Биринцев: Патриотическое воспитание средствами авторской песни
Помочь ребенку определить нравственные ориентиры в жизни, разобраться в таких понятиях как патриотизм, честь, милосердие, истина – все это является ключевыми задачами современного образования и воспитания. Сегодня педагоги для достижения этих целей используют самые разные методы и приемы.
Педагог дополнительного образования детской школы искусств №3 «Младость», руководитель структурного подразделения СОШ №43 Евгений Биринцев взял за основу в своей работе возможности, которые предоставляет такое глубокое и содержательное направление творчества как авторская песня. Являясь по основной специальности преподавателем по классу гитары, Евгений Викторович известен в Самаре и за ее пределами как автор-исполнитель, участник творческих конкурсов, слетов и фестивалей в этом жанре. Более того, планируя развивать это образовательно-воспитательное направление, тему своей дипломной работы при окончании Челябинской государственной академии культуры и искусств в 2015 году он сформулировал так: «Патриотическое воспитание детей старшего школьного возраста средствами авторской песни».
Сегодня в своей работе Евгений Биринцев использует опыт самарских педагогов Ирины Высоцкой (лицей №131 «Созвездие»), Ольги Левиной (ДШИ №3).
Далее приведены фрагменты научного исследования Евгения Биринцева по этой теме, которые могут быть интересны и полезны педагогам дополнительного образования.
Зарождение творческого движения «Авторская песня» и его развитие до 90-х годов XX века.
Наиболее вероятно, что начало движения заложено в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века, как пишет российский филолог, литературный критик и прозаик В.И. Новиков, когда появилось новое параллельное течение в русской поэзии. Поющие поэты стали петь, в основном под аккомпанемент гитары, свои стихи, положенные на свою музыку. В их числе были профессиональные поэты – Н. Матвеева, А. Галич, Б. Окуджава, которые писали песенные и, так называемые, непесенные стихи. Как сказал Б. Ш. Окуджава: «Я не пою, я читаю стихи под звуки гитары».
Также появились люди совершенно других профессий, пишущие свои стихи на свою мелодию и сами же аккомпанирующие себе на гитаре. В их числе: В. Высоцкий, Ю. Кукин, Ю. Визбор и многие другие, не менее талантливые авторы, реализующие свой поэтический талант в песенном жанре под аккомпанемент гитары.
Песни исполнялись, как правило, в дружеских компаниях «на кухне», в геологических экспедициях, в туристических походах. В основном, это были доверительные песни для небольшого круга слушателей. Между исполнителем и слушателем создавалась неповторимая, дружеская, неформальная атмосфера, шел прямой контакт, диалог, который, к сожалению, в современности тяжело повторить.
Кто-то из авторов начал выступать с концертами на публике, как правило, это были неофициальные (полуофициальные) выступления. Появление магнитофона послужило большим толчком по пропаганде песни, тем самым монополия власти на распространение звуковой информации (радио, телевидение, грампластинки), которая происходила под мощным, строжайшим цензурно-идеологическим контролем, была подорвана. Записи, сделанные на домашних и публичных концертах, размножались с огромной скоростью. Песни начали слушать и петь по всей стране. Аудитория поклонников расширялась. Стали появляться новые авторы, исполнители, ансамбли.
Таким образом, возникло новое общественно-художественное течение, жанр, который следовало как-то назвать. Так как авторы и исполнители в большинстве своем были непрофессионалами, то появились выражения «самодеятельная» или «туристическая» песня. В СССР стали зарождаться многочисленные клубы самодеятельной песни (КСП), которые начали проводить многочисленные фестивали и слеты. Власти в стороне от этого явления остаться не могли. Естественным образом родившееся движение молодежи, с ее свободными демократическими основами и законами, надо было организовать, регламентировать, дать свои средства наглядной агитации, упорядочить работу клубов, слетам и фестивалям предложить коммунистические, патриотические названия. Термины «самодеятельная песня», «патриотическая песня», «туристическая песня» существовали практически до развала Союза. Хотя многие, независимо настроенные авторы-исполнители, не принимали эту терминологию, считая себя, не без основания, профессионалами в искусстве, а не любителями, и уж тем более, не самодеятельными поэтами, певцами, композиторами.
Название «бардовская песня» вошло в обиход после передачи на радиостанции «Юность», посвященной самодеятельным певцам. В этой передаче было использовано полушутливое наименование «Барды» и «Менестрели» (Барды – кельтские певцы, поэты, появились в Ирландии, Шотландии около 1-го тысячелетия д. н. э. По словам римского писателя Гекатея (II-I век д.н.э.) кельты почитали Бардов превыше своих королей. Есть упоминания о Бардах, пришедших в Ирландию в IV-V веках. Аккомпанирующим инструментом Бардов была арфа).
Слово «менестрели» как-то ушло из обихода, а слово «бард» – прочно закрепилось за поющими поэтами-музыкантами по нынешней день. Хотя нет ничего общего между бардами того времени и сегодняшними, но есть одно главное, объединяющее – искренность, правдивость, душевность.
Однако наиболее популярным и самым употребляемым выражением стало «авторская песня», которое, по-видимому, впервые было использовано на страницах журнала «Юность» журналисткой А. Гербер. Такие авторитеты и лидеры как В. Высоцкий, А. Галич, Б. Окуджава согласились применять к своим произведениям это понятие – «авторская песня». Также многие корифеи движения подхватили это выражение, что и определило это название как основной, определяющий термин жанра. На сегодняшний день все фестивали и мероприятия имеют названия «авторской песни», к примеру: Всероссийский фестиваль авторской песни им. В. Грушина; Открытый фестиваль авторской песни «Лесной микрофон» и т. д.
Давно уже завершились споры о правильности или неправильности термина «авторская песня». Авторскими по праву можно назвать песни А. Макаревича, Ю. Шевчука, Земфиры и т. д. По идее, все песни являются авторскими, и даже народные. У каждой из них есть или когда-то был автор, впоследствии автора забыли, что-то добавили, и песня ушла в народ. Например, известная песня знаменитого магнитогорского автора, ныне живущего в Санкт-Петербурге, педагога Б. Я. Браславского «Стелется дым, дым, дым…», записанная другими исполнителями, не знавшими авторство песни, на обложке указали «сл. и муз. народные». Так и становятся песни народными. В любом термине есть определенная степень условности, определенная внутренняя «договоренность» между людьми, которые им пользуются. Главное, что под выражением «авторская песня» большинство людей подразумевают одно и то же.
Само название-термин, обычно, появляется значительно позднее появления самого феномена, обозначенного им. И, конечно, встает вопрос, когда же появилась на свет авторская песня? Очень хочется найти точную дату и назвать первую песню и первого автора, но не все так просто. В одном источнике указывают на А. Вертинского, в другом на Д. Давыдова, а кому-то хочется, к примеру, указать «Бригантину» Г. Лепского и П. Когана (Наряду с «Бригантиной» к числу таких «первых» относят также песни «Баксанская» (1943) А. Грязнова, JI. Коротаевой и Н. Персиянова на известную мелодию Б. Терентьева, «Барбарисовый куст» (1943) Н, Моренца, «Глобус» (1947) М. Светлова на мелодию М. Львовского. Эти песни поются и сегодня.
Общеизвестно, что песня явилась предшественником поэзии и всех ее жанров. А та песня, о которой ведется речь, появилась именно в годы правления Н. С. Хрущева (с 1953 по 1964 годы Первый секретарь ЦК КПСС), так называемые годы «оттепели». Пусть дата возникновения авторской песни так размыта, но именно этот период явился рождением мощного песенного движения, которое со временем завоевало просторы не только СССР, но и всего земного шара.
Фестивали и слеты сыграли решающую роль в развитии авторской песни. Целью их всегда являлась, и является по сегодняшний день, популяризация авторской песни, выявление новых авторов и исполнителей. И, как правило, на каждом фестивале уделяется большое внимание детскому, школьному творчеству. Нельзя обойти стороной самый крупный и масштабный фестиваль – Всероссийский фестиваль авторской песни им. В. Грушина.
29 августа 1967 г. в походе на реке Уде, спасая детей, тонувших в холодной реке, погиб студент Куйбышевского Авиационного Института Валерий Грушин. Валерий был туристом, поклонником и исполнителем авторских песен, руководителем ансамбля песни и организатором многих мероприятий. В память о своем товарище друзья решили встретиться, вспомнить Валеру, попеть песни. Так, 29 сентября 1968 года в Жигулях, в Каменной чаше состоялся первый фестиваль, на котором было всего около шестисот человек. Молва об этом фестивале распространилась со скоростью молнии по всей стране. Организаторы на местах делали все возможное, чтобы подобный фестиваль проходил у них в регионе. Появилось множество фестивалей, в том числе и Ильменский. Тогда он назывался «фестиваль туристской песни».
Возникновение жанра авторской песни было обусловлено желанием творческих личностей создать что-то новое, непохожее на «советскую массовую песню», проходящую жесткий цензурный контроль. Так называемый, песенный жанр тоталитарного искусства создавался, в своем большинстве, по указанию властных структур. Среди поэтов, композиторов, певцов, деятелей искусства того времени было немало талантливых личностей. Но условия их творчества не давали шанса быть полным автором песни. Композитор порой писал музыку на текст, который был ему совершенно безразличен, главное было попадание в ритмический рисунок стихотворения. И наоборот, поэт писал стихи на определенную «болванку», т.е. ритмико-мелодический рисунок, или на известную мелодию, предложенную кем-то. К примеру, так появилась песня «Темная ночь», В. Агатов написал стихи на созданную уже музыку Н. Богословского. Так же и певцы не вполне были свободны в выборе репертуара. Мы не говорим о плюсах и минусах массовой песни, разговор идет о людях талантливых, одаренных и не беремся оценивать их недостатки и достоинства. Это историческая эстетическая проблема тоталитарного общества. Но именно это послужило созданию песни, в противовес существующей на тот момент. И песня, о которой идет речь, предпочла себя назвать «авторской», где один человек написал слова, музыку и сам же исполняет ее под аккомпанемент гитары. Это и есть основной признак авторской песни, как культурного феномена, где основой является текст. Не просто текст, а именно поэзия в высоком смысле этого слова. Музыка, манера исполнения и все остальные нюансы подчинены именно стихам. Даже музыковеды прошлого века осознали, что «… в связи с главенствующим значением текста творцами авторской песни являются, обычно, не музыканты, а поэты».
Искренность, правдивость, глубина мысли в песнях, естественным образом привлекли массу поклонников, почитателей авторской песни, из которых вышло много достойных бардов.
Насчет авторства и исполнительства в одном лице были и есть исключения. Возьмем, к примеру, физиков С. Никитина и В. Берковского, магнитогорского журналиста, поэта и музыканта В. Мельникова – замечательные композиторы, гитаристы и исполнители, но пишущие песни на чужие стихи. Или, например, российский ученый-биолог, переводчик, бард, один из зачинателей авторской песни на биофаке МГУ Д. Сухарев, без которого мы уже не можем представить сегодняшнюю авторскую песню (поэт, на стихи которого созданы величайшие произведения, например, «Александра» из кинофильма «Москва слезам не верит», музыку написал С. Никитин); А. Городницкий, Г. Балахнин – вообще не играют на гитаре, им всегда кто-то аккомпанирует, но стихи и музыку пишут сами и сами поют. А самое интересное – появилась масса исполнителей, которые не пишут ни слов не музыки, но благодаря им мы узнаем новых авторов. Благодаря им появляются новые исполнительские трактовки, аранжировки песен Ю. Визбора, Б. Окуджавы и т. д. И очень часто эти исполнения становятся эталоном исполнительского мастерства в авторской песне. Кстати, если взять творчество Б. Окуджавы, то и здесь исключения – на его стихи написаны песни профессиональными композиторами И. Шварц «Дождик осенний», «Песня Верещагина» из кинофильма «Белое солнце пустыни» и т. д. Но все эти исключения сути дела не меняют, а лишь подтверждают общее правило.
В чем же разница песни авторской и эстрадной? Эстрадную песню любят в основном за музыку, ритм, исполнение, т. е. содержание остается на втором плане. Мы не говорим о хорошем, или плохом содержании. Разговор идет о значении текста в песне. Приоритет в авторской песне отдается стихам. Так уж сложилось изначально, с момента появления в свет первых песен, Слову отдается приоритетное место, а если быть точнее, в авторской песне поэтический текст на великом русском языке стоит во главе произведения. И уже вокруг него строится песня, музыка и исполнение.
Авторскую песню часто называют «жанром», но надо иметь в виду, что употребляется слово «жанр» в этом случае не в строгом искусствоведческом смысле. В литературе и музыке существует жанр песни, к которому в одинаковой мере принадлежат: «Темная ночь»; «Вот и лето прошло» музыка В. Матецкого, стихи А. Тарковского; «Грузинская песня» где музыка и слова Б. Окуджавы. Какая же из этих песен относится к авторской, в нашем понимании этого слова? Первая песня написана профессиональными композитором Н. Богословским и поэтом В. Агатовым к фильму «Два бойца» в годы Великой Отечественной войны (1943 год), когда были созданы бессмертные шедевры песенного жанра, направленные на поднятие патриотического духа всего народа, оказавшегося в пепле мировой войны. Вторая и третья песня написаны после 1967 года, когда зарождалась авторская песня. Где ответ? В нашем понимании к жанру авторской песни относится только «Грузинская песня». Юрий Визбор однажды сказал такие слова: «Нет песни эстрадной, нет песни бардовской, есть песня хорошая и плохая». И мнение об этом всегда субъективное. Авторская песня – это, в первую очередь, общность творческих, мыслящих, свободолюбивых людей, определенный социум.
Песня – это музыкально-поэтическое произведение, словесная половина которого, принадлежит к литературному жанру, к поэзии. Поэтому у многих авторов, например, В. Высоцкий, Ю. Панюшкин, Ю. Визбор, А. Галич и др. издавались книги в виде сборника стихов. Именно сборника стихов, а не, так называемые, песенники.
Если взять литературную половину авторской песни, то ее можно отнести ко многим поэтическим жанрам. Например, «Баллада» встречается у В. Высоцкого, А. Галича, Анчарова. Можно перечислить и сценические произведения, повествовательные, диалоговые и т. д. В музыкальной части песен многих авторов мы тоже найдем множество жанров: марш, кантри, вальс, диско, босса-нова, рок-н-ролл, баллада, латино и т. д. К примеру, А. Дольский – лирическая, балладная песня «Аленушка», и задорная латино, песня «Аргентина».
Авторская песня была вызовом, противостоянием мыслящей, творческой части общества коммунистическому режиму. Но не все они были политическими диссидентами, как например, А. Галич. Скажем, творчество Ю. Кукина, Н. Матвеевой или Ю. Визбора вполне безобидно для существующей власти. Но всех пишущих, творящих в авторской песне объединяет любовь, уважение к человеку, к его индивидуальности. В произведениях часто рисуется общество, в котором признаются права личности на деле, а не на словах, свобода слова, мысли, поступков является нормальным явлением, а не аномалией. Именно этот факт вызывал ненависть и даже боязнь тоталитарного режима к личности творца, человека, который не спросил разрешения властей, а уже поет, делится с многочисленными слушателями своими песнями. Где в словах сквозит свобода, самостоятельность, независимость мысли. А еще это красиво положено на музыку и душевно исполнено под аккомпанемент гитары. Естественно власти того режима не могли без внимания оставить такое явление и дать спокойно развиваться. С конца шестидесятых годов движение авторской песни переходит на полулегальное положение. Авторскую песню вытеснили из радио и телевидения, началась травля в официальной прессе, которой подверглись В. Высоцкий, Б. Окуджава и др. Многих, кто состоял в союзе писателей, кинематографистов и прочих, исключали, книги и пластинки снимались с продаж, а новые не выпускались. Некоторых, с том числе А. Галича, власти ставили в такие условия, что им приходилось уезжать из страны. Концерты авторской песни проходили с постоянным риском их отмены, их пытались проводить скрытно, но контроль «личностей в штатском» был всегда. Сегодня тяжело объяснить, почему, к примеру, песня Ю. Визбора «Разговор технолога Петухова...» в середине 60-х годов вызывала волну негодования у начальников идеологического контроля. В то время малейший, даже шутливый намек сомнения на то, что наша страна «впереди планеты всей», было преступно, и могло кончиться очень плохо.
Нельзя не отметить и тот факт, что травля авторской песни шла от завистников, от так называемых «законопослушных» творцов, стихотворцев и композиторов от власти. Их книги, пластинки, издавались регулярно и большими тиражами, но по популярности, по искренности, по правдивости, по проникновенности в душу людей они не могли даже рядом находиться с бардовской песней. «Законопослушники», состоявшие в различных творческих союзах, например, писателей, композиторов и т. д., доказывали, что музыку должны писать образованные композиторы и песня никакого отношения к литературе, а именно, к поэзии не имеет, поэзия – это отдельный жанр в литературе, который должен быть только в виде бумажного издания.
Завистники все рассуждали, а тем временем авторская песня развивалась, увеличивая число авторов-исполнителей и поклонников. Главный бардовский фестиваль прошлого столетия – Грушинский (г. Куйбышев, г. Тольятти) в 1978-1979 году собрал, по некоторым данным, до 120 тысяч участников. Это все вызвало беспокойство идеологических властей, «закрывших» в 1980 году массовые фестивали. Например, Ташкентский фестиваль (председатель жюри В. Ланцберг) был разогнан под предлогом эпидемии ящура. Фестиваль им. В. Грушина был закрыт в период с 1981 по 1985 годы включительно, Ильменский – с 1983 по 1986. Но полностью запретить движение авторской песни было невозможно. Когда закрывался фестиваль в одном городе, в другом появлялся новый. Например, в г. Магнитогорске, благодаря членам Магнитогорского городского комитета комсомола, туристам и поклонникам авторской песни, удавалось во время общего запрета проводить слет песни в Урал-Тау. Таким образом, место встречи менялось, а песня пелась и развивалась.
В период перестройки и гласности запреты прекратились, ушли в прошлое все искусственные преграды, и авторская песня стала полноправным гражданином своего отечества. Пластинки, сборники стихов и песен с нотами и без нот, книги, живых бардов и, к сожалению, ушедших стали издаваться официально. Не все они равноценны по своему содержанию, есть среди них и посредственные, откровенно неудачные, но в целом, по выражению русского советского писателя, литературоведа, критика, киноведа и киносценариста В. Шкловского, авторская песня выдержала проверку по «гамбургскому счету». Оценка производилась только строго по эстетическим критериям. Процент доброкачественных произведений оказался отнюдь не ниже, а, пожалуй, выше, чем в благополучной «письменной» поэзии. Не говоря уже о том, что авторская песня во многом спасла честь русской поэзии, благодаря творчеству бардов годы, так называемого «застоя», не превратились для поэзии в целом в «моровую полосу».
Многие песни стали известны не только благодаря словам, но и музыке. Например, мелодию песни С. Никитина и В. Берковского «Под музыку Вивальди» исполнял в великолепной инструментальной обработке оркестр под управлением французского композитора и аранжировщика Поля Мориа, который назвал эту мелодию лучшей в России.
В период существования СССР патриотическое воспитание проводилась достойным образом, и касалось это не только детей старшего школьного возраста, но и всего населения страны, независимо от возраста. Конечно, огромную роль в патриотическом воспитании советского народа сыграла победа во Второй мировой войне. Поэтому в этот период не было актуально выделять в отдельное воспитательное направление, такое как «патриотическое воспитание средствами авторской песни».
Развитие авторской песни с момента развала Советского Союза, 90-е годы XX века, и до наших дней.
Многие говорили, что с развалом Советского Союза, с падением Берлинской стены, рухнет и авторская песня, поскольку запреты сняты, наступила свобода, тоталитарный режим ушел в прошлое, нужда в общественной функции авторской песни отпала. И действительно, некоторый спад интереса, может, и был, но кратковременный. Популярность авторской песни резко возросла, потому что оказалась, по словам Д. Сухарева, «общественно востребованной, это видно без очков». Объяснение этому простое. Многие люди разъехались в разные концы света, кого-то разъединили границы, которыми исполосовали наше отечество, разорвав на куски. И только территория авторской песни осталась неизменной, единой, связанной братским нерушимым союзом. В униженной, потерпевшей поражение стране огромный урон нанесен отечественной культуре и богатейшему русскому языку. Даже дикторы телевидения потеряли многие слова и интонации родной речи. Авторская песня, где живет образцовая русская речь, в который раз осталась на высоте, и со своей незатейливой, приветливой мелодией несет миру свет и надежду, окрашивая их в «музыкальные традиции многоплеменного Отечества».
Воспитание подростков, после разрушения старого режима, на какой-то период просто остановилось. Художественная самодеятельность, существовавшая во всех учебных заведениях, кружковая работа, клубы, которых было огромное множество, прекратили свою деятельность. Людям надо было выживать, вопросы воспитания оставались в стороне. Огромное количество квалифицированных педагогов, среди которых было немало достойных, ушли в торговлю. Денежные отношения встали во главу угла.
Не коснулось это лишь авторской песни. Здесь произошло все до наоборот. Организация клубов, концертов легализовались. Стали появляться периодические журналы, газеты, посвященные авторской песне, что в предшествующий период было невозможно. Покатилась волна фестивалей. Чуть ли не в каждом городе появился свой островок песни. Это стало престижным. Конечно, не все фестивали заняли достойную нишу в мире авторской песни. Но выбор «куда поехать?» для поклонников авторского движения стал огромен. Каждую пятницу, субботу, воскресенье где-нибудь проходит фестиваль авторской песни и не один. На сегодняшний день если в интернете набрать в поиске «фестиваль авторской песни», то появляется примерно 14 500 000 результатов. Как сказал автор-исполнитель Г. Балахнин: «Если б целью движения авторской песни была власть, то это случилось бы очень быстро».
Не осталась в стороне и заграница, причем не только ближнее зарубежье, но и дальнее. США, Израиль, Канада, Аргентина и т.д. Фестивали, концерты стали организовываться по всему миру. Появилось множество площадок для выступления бардов – кафе, рестораны и т. д.
В комплексе, «Авторская песня» – многогранное культурное явление, общественное движение, наполненное творческой многогранностью, духом свободы и искренности, зародившееся в тяжелые послевоенные годы цензуры и «железного занавеса». Культурологи, социологи, музыковеды и другие специалисты самых разных областей еще не раз скажут свое слово об этом феномене в Русской культуре. А сейчас можно сказать одно, роль авторской песни в истории русской культуры поистине огромна.
И теперь можно с полной уверенностью, безбоязненно заниматься воспитательной работой в школе, используя целый комплекс средств авторской песни. Мало того, сегодня вряд ли найдется школьный преподаватель музыки, который не использует эти средства.
Особенности работы с детьми старшего школьного возраста
Школьный возраст, или школьные годы – период жизни человека, в который происходит установленное законом получение обязательного минимального школьного образования.
Вопрос школьного возрастного периода в России впервые возник перед отменой крепостного права в 1860 году, когда встала проблема всеобщего образования. На сегодняшний день, согласно возрастной периодизации в педагогике И. П. Подласного и возрастной психологии И. Ю. Кулагиной, «… старший школьный возраст, его еще называют ранний юношеский возраст, приходится на период от 14-15 лет до 17-18 лет» [37, c. 60], [42, c. 152], то есть 9-11 классы. Характеризуется этот период жизни школьников определенными физическими и психическими особенностями развития, на которые педагогу необходимо обращать самое серьезное внимание при работе с детьми старшего школьного возраста.
Подросток очень быстро преодолел область школьных интересов и, ощущая себя гораздо старше, всеми методами старается приобщиться к жизни взрослых. Появившаяся самостоятельность, более высокого уровня, чем раньше, все равно оставляет, казалось бы, взрослого человека школьником, который до сих пор зависит от родителей. Уровень развития так же остался в рамках подростковой субкультуры. По большому счету, это тот же подростковый возраст или, по словам И. Ю. Кулагиной, «затянувшееся детство, из которого ребенок с большими трудностями «вырастает». Ранняя юность или третий мир между детством и взрослостью. Перед ребенком открывается реальная взрослая жизнь со своими взлетами и падениями.
Уже в 9-м классе, в так называемой первой фазе старшего школьного периода, встает вопрос «что делать?» – оставаться в школе и продолжить обучение, уйти в училище, или пойти работать? От ученика по существу требуется первоначальное профессиональное самоопределение. Это диктует общество. Настает пора, когда надо разобраться в своих собственных желаниях и способностях, задуматься о будущей специальности и о том, как достичь успехов в жизни, и какой дорогой пойти к своему счастью. Вопросов в этой связи возникает множество, и найти ответ в этот период жизни очень сложно.
Одна из основных задач современного педагога – уже на первом этапе становления личности оказать помощь в выборе профессии, что является необходимым, приоритетным компонентом в педагогике и системе предпрофильной подготовки. Раздумья о будущей профессии, начавшиеся тревоги и эмоциональное напряжение из-за боязни любого выбора, не должны застать учащихся врасплох и стать причиной остаться в школе для дальнейшего обучения. Пусть лучше одним из факторов продолжить образование в школе является появившиеся дружеские отношения с одноклассниками, совместные дальнейшие планы, ставшие почти родными учителя, словом, привязанность к родным стенам школы. После 9-го класса из школы часто уходят, неудовлетворенные своей низкой успеваемостью и отношением к ним учителей и одноклассников, ученики, и мечтают о том, чтобы скорей закончить обучение в школе и пойти дальше своей дорогой. А есть такие, которые уже точно знают свое предназначение в жизни и уходят в профессиональные колледжи или училища. Но и тем и этим пока не совсем ясно, что там их ждет впереди, и это неопределенность будущего тревожит и вызывает опасения.
В этом возрасте набирает силу значимость внутренних, личностных ценностей, хотя внешние факторы еще во многом влияют на поведение и поступки учеников. В связи с тем, что происходит развитие самосознания, отношение к себе усложняется. Раньше суждение о себе было категоричным, понятным, прямолинейным, теперь же все происходит на более тонком уровне. Порой появляются «серенькие», неопределенные оценки самого себя, например: «А что Я? В общем, не хуже и не лучше других».
В первой фазе старшего школьного периода повышается интерес к взрослым, при этом интерес к сверстникам слегка притупляется. Это связано с появлением вопросов о будущей взрослой жизни, о которой старшие знают больше и могут поделиться своим опытом, решить некоторые проблемы. Первоочередными становятся профессиональные интересы. При этом мысли о семье и семейном быте становятся не такими значимыми, какими были в подростковом возрасте. Сторона семейной жизни отходит на второй план.
В юношеском возрасте вырабатывается мировоззрение, складываются личные убеждения, формируется характер и жизненное кредо. Происходит рост самосознания. Это период самоутверждения, мечтаний, поисков, надежд, раздумий о будущем. Как К.Д. Ушинский: «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить огня этого, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, ни стеснять его свободного горения, а только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества».
Вопрос о смысле жизни и о своем месте этом мире создает особое напряжение в душе учащихся. Появляются новые интересы, потребности как социального, так и интеллектуального порядка, но нет возможности их удовлетворить сейчас, произойдет это потом, в будущем. Многое, кажущееся простым вчера, сегодня становится необъяснимым. Возникают конфликты, некая напряженность как внутренняя, так и в отношениях с окружающими.
Но не все школьники проходят напряженно этот период. Напротив, некоторые постепенно, легко и плавно идут к переходному моменту в своей жизни, а потом так же спокойно входят в новую взрослую жизнь. Эти ребята лишены романтических порывов, которым свойственно быть в юности, им по душе спокойствие и порядок. Они плывут по течению общепринятых постулатов, ориентируясь на мнение окружающих, опираясь на авторитеты. С родителями и учителями отношения в основном ровные без особых хлопот. Хотя при таком, казалось бы, благополучном течении раннего периода юности есть некоторые недостатки в развитии личности. Такие ученики, как правило, более пассивны, менее самостоятельны, не имеющие своего четкого мнения, без каких-либо увлечений и привязанностей. Многие педагоги считают, что сомнения, поиски, душевные переживания, так характерные для этого периода, приводят к более полноценному развитию личности. Тот, кто в полной мере прошел через эти душевные мытарства, становятся более самостоятельными, обладают гибким и независимым мышлением, принимают самостоятельные решения, их не пугают сложные ситуации в жизни.
В период юности у школьников в поведении появляются осознанные мотивы. Большую роль играет статус, положение личности в коллективе, в зависимости от этого меняются и взаимоотношения между его членами. Коллектив выполняет функцию коррекции и шлифовки тех качеств личности, которые главенствуют в уже сформировавшейся, так называемой структуре. Следовательно, коллектив может развить и укрепить в одинаковой мере, как негативные, так и позитивные качества в еще неокрепшей личности. Большую роль в этот момент могут сыграть всяческие неформальные организации, которые часто привлекают молодежь своими программами. У молодых людей усиливается критическое отношение к происходящему, повышаются критерии оценок и требований к взрослым, включая родителей и учителей. Большую роль в динамике развития является присутствие в их жизни значимых людей, от которых существенно зависит процесс самоопределения.
Более доверительными становятся отношения со взрослыми, хотя определенная дистанция присутствует. Для детей это общение очень значимо, но при этом у них уже есть, не совсем еще сформированное, свое особое мнение, и свою интимную информацию не всегда обязательно доводить до взрослых. То, что они слышат от старших, проходит определенный фильтр и в дальнейшем может обсуждаться в общении «на равных» со сверстниками.
Общение со сверстниками так же имеет большое значение в становления личности и имеет ряд функций. Со взрослыми старшеклассник общается, как правило, в проблемных случаях, когда принять решение не может без чьей-либо помощи и касается это тех областей жизни о будущем, которые ему пока неведомы. С друзьями общение становится более личностное, интимное. Это желание найти отклик у сверстников о своих переживаниях, интересах, увлечениях. В данный момент это реальная жизнь, информация достаточно секретна, требующая внутренней близости, взаимопонимания и откровения, где раскрывается реальное собственное «Я». Дружба в этот период уникальна, и занимает особое привилегированное место среди других привязанностей. Усложняются критерии дружбы, и требования к ней повышаются. По исследованиям И. Кулагиной, не все старшеклассники считают школьную дружбу настоящей. Но если в юности группа школьников увлечена одним серьезным любимым делом, например, музыкой, спортом, танцами, то дружба, рожденная в таком труде, может пройти по всей жизни, озаряя путь своим мощным светом.
В юности усиливается появившийся интерес к этическим проблемам. Встают вопросы смысла жизни, дружбы, долга, любви, счастья, свободы личности. Изменившееся отношение к противоположному полу, в том числе первая любовь, требует от молодых людей решения многих непростых вопросов, что вносит в их жизнь серьезнейшие переживания. При появлении любви эмоциональное напряжение дружбы снижается. Любовь в юности имеет значительную степень интимности, по сравнению с дружбой, которая присутствует как бы внутри любви. В подростковом возрасте увлечения были наигранными, хотя не без серьезных исключений. В старшем школьном возрасте может появиться настоящая первая любовь, которая способна сделать невероятные изменения в личности и в поведении школьника, коренным образом поменять дальнейшую судьбу. Но не у всех это случается. Дети старшего школьного возраста, ожидая прихода этого незнакомого яркого чувства, в своих фантазиях представляют себя во взрослой жизни, которая уже так близка, и задаются вопросом, какими они сами будут в этой жизни. В своих мечтах о любви присутствует потребность в душевной близости, в понимании, эмоциональном тепле, и часто, в связи с физическим взрослением, нарушается баланс чувственности, человеческой близости и потребности в самораскрытии. По словам философа и сексолога И. С. Кона юношу зачастую не влечет к женщине, которую он любит и, наоборот, влечет к той, которую не любит. Особенно ярко противопоставление высокого чувства любви и сексуальной потребности проявляется у мальчиков.
Появившаяся способность к романтической любви и юношеской дружбе сыграет важную роль в дальнейшей взрослой жизни школьников. Эти глубокие переживания и отношения со сверстниками определят основные стороны развития личности ребенка, его моральное самоопределение и, самое важное, как он будет любить и кого он будет любить, будучи взрослым человеком. То, какой выход найдут они из трудной жизненной ситуации, связанные с высокими чувствами любви и дружбы, является критерием морально-этического развития личности.
В этот период школьники стараются вникнуть в суть происходящего в природе и в общественной жизни, стараясь объяснить их взаимозависимость и взаимосвязь. При этом, всегда стремятся выработать свою собственную точку зрения, дать оценку событиям, происходящим вокруг. И не всегда эта точка схожа с общепринятым мнением. Но выводы эти сделаны своей головой, знания добыты собственными усилиями. Определяющий характер в этом возрасте приобретает именно самостоятельность принятия решений, что необходимо для дальнейшего самоутверждения.
Старшеклассники начинают уважать в человеке не физическую силу, как в подростковом возрасте, а силу ума, интеллектуальные качества. Находчивость, скорость и острота мышления, реакция и умение быстро почувствовать проблему и решить ее выходят на приоритетное место. Авторитетными в классе становятся умные, проницательные ученики, которые за видимыми фактами найдут скрытые обстоятельства, увидят последовательность событий, построят смелые, отличные от других выводы. Исходя из этого, отметим, что в этом возрасте у старшеклассников меняются критерии оценки человека, они становятся комплексными. В почете становятся люди гармонически развитые, у которых умственные качества хорошо сливаются с физическим развитием, прекрасными манерами и общей привлекательностью. Сравнения себя с кумиром является хорошим стимулом к самовоспитанию, который приобретает у большинства старшеклассников немалую силу воли и целеустремленность.
Ускоренными темпами формируются социальные и нравственные качества. Меняется характер деятельности, положение в коллективе, в обществе. Общение становится притягательным и интенсивным. Более контурными, ясными становятся моральные понятия, кристаллизуются этические убеждения. Ощущение взрослости приобретает более глубокий, острый оттенок. Увеличивается желание показать свою, еще не сформировавшуюся, индивидуальность, у некоторых в юности это приобретает утрированно большие размеры. Молодым людям хочется обратить на себя внимание любым доступным образом, утверждая свою самобытность. Иногда, увлекаясь модными в данный момент вещами, можно потерять чувство меры, а это может привести к не совсем безобидным вещам: курение, алкоголь, наркотики и т. д.
В 11 классе цели и мысли о будущем выходят на более значимый уровень. В жизни надо подвести определенный итог, два года отсрочки выхода во взрослую жизнь скоро пройдут, а вопрос «кем быть?» и «каким быть?» остается, и решить надо его за этот короткий срок. Старшекласснику необходимо думать о будущем не в общих чертах – продолжить учебу, получить хорошую интересную профессию и т. п. – а осознанно идти к поставленной жизненной цели, зная способы ее достижения. Поэтому выпускники больше внимания уделяют выбору будущей профессии. И им приходится знакомиться с различными специальностями, примеряя их под себя, под свои способности, желания, уровень знаний, материальные стороны, здоровье, и, наконец, личные амбиции и притязания. От всего этого зависит престижность вуза и выбранная профессия. Присутствие четкой тенденции – чем ближе выпускной, тем чаще пересматриваются жизненные планы на будущее и уровень притязаний становится ниже – является, как правило, проявлением страха перед решительным поступком, малодушием, или же обоснованным отказом от своих надежд. Профессиональное и личностное самоопределение становится основным, новым качеством личности в этом периоде жизни, и связано с изменением временных критериев – сравнения прошлого с будущим, отношение к настоящему с позиции будущего. В детстве время не ощущается, теперь же отношение к нему становится трепетным, бережливым, охватывая свое личное прошлое, устремленное в будущее. Возникают временные противоречия – то кажущиеся остановка, то необратимость ухода в будущее, ощущение себя молодым и даже совсем ребенком, то многолетним опытным мудрецом. Со временем связь «двух личностей» ребенка и взрослого, которым «Я стану в будущем» устанавливается, что является важным для развития личности. Так же не менее важным для благотворного развития личности является удовлетворенность старшеклассника настоящим, и только в этом случае его стремление в будущее сыграет положительную роль. Если ему хорошо и комфортно сейчас – дальше будет лучше. Спокойно, без страхов и малодушия, при уверенности в своих силах жизненные планы выстраиваются без суеты, более уверенно и отчетливо. Именно в этот период времени дети отличаются более уверенным, оптимистичным отношением к себе, к своим возможностям. Самооценка сравнительно высока, адекватна, бесконфликтна. Безусловно, что связано это с важностью и необходимостью самоопределения.
Ситуация в выпускном, 11-м классе вновь становится более тревожной и напряженной, т. к. становится реальностью выбор жизненного пути, это уже не абстрактные мысли о будущем, которые были еще в прошлом году. Некоторые ученики сохраняют свой оптимизм в самооценке, хоть и не высокий, но в нем гармонично связаны свои пожелания и возможности. Другие бесстрашно охватывают все стороны жизни, их самооценка глобальна, планы грандиозны, реально достижимое и желаемое смешивается в одно целое. Неуверенность в себе другой группы учеников вызывает внутренние переживания и дискомфорт, связанные с низкой самооценкой, с внутренним конфликтом и разрывом между возможностями и желаниями. В этой группе, как правило, больше девочек. Самооценка отдельно взятого ученика зависит и от личностных ценностей, и не только от общей ситуации в коллективе. К примеру, ребенок считает себя талантливым математиком или физиком, который постоянно участвовал и побеждал во всяческих олимпиадах, для него планы на будущее ясны и понятны. Но он не обладает такими качествами, как коммуникабельность, из-за этого самоуважение, основанное только на интеллектуальных качествах, становится более низким.
Но, независимо от некоторых колебаний в уровне самооценки, в этот период стабилизируется личность, и это является общей тенденцией старшего школьного возраста. У старшеклассников самоуважение выше, чем у подростков, так же в большей степени контролируется свое поведение, эмоции. Настроение становится осознанным, более стабильным. Школьники в этот период становятся уравновешенными, сдержанными, независимо от своего темперамента. И самое важное, что в это время развивается устойчивость личности. В поступках старшеклассник опирается на свои собственные убеждения, сформированные благодаря приобретенным знаниям, навыкам и, наконец, личным, пусть пока небольшим, жизненным опытом. Приобретенные нормы морали и знания о мире создают единый образ, поэтому нравственная саморегуляция наполняется осмысленностью и полнотой.
Для ребенка внутренний мир, как известно, открывается уже в подростковом возрасте, здесь же достигается определенный уровень формального мышления. В ранней юности основой, позволяющей строить свои мировоззренческие взгляды, является интеллектуальное развития, которое сопровождается обогащением и группированию накапливаемых знаний о мире, а также интерес к своему «Я», иначе говоря, к личности. Взгляды на мир могут быть как материалистическими, так и идеалистическими, базирующимися на религиозных представлениях и т. п. Различия процесса познания в подростковый и юношеский период состоят в том, что раньше это происходило, в основном, «через себя», через свои эмоции и переживания, то сейчас старшеклассник, получая знания о мире, примеряет их к себе. Все чаще ставит насущные вопросы: «Кто «Я» в этом мире? Где мое место? Какие у меня есть возможности?». В поиске ответов нет определенной четкости. При юношеском максимализме присутствует категоричность и почти полностью отсутствует гибкость в мышлении. Надо знать, что проблемы мировоззрения невозможно решить раз и навсегда. В последующей, далеко не простой жизни, еще не раз возникнут проблемы, заставившие пересмотреть жизненные взгляды, сформированные в юности. «Вечные» вопросы, преследующие взрослого человека, заставляют либо отказаться от своих ранних убеждений, либо оставить прежними, но происходит это уже на более высоком жизненном и интеллектуальном уровне.
Конечно, не у всех молодых людей формируются ясные, устойчивые мировоззренческие взгляды. Беспринципные, не имеющие своего собственного мнения, плывущие по течению люди, есть всегда и не только в юношеском возрасте. Видимо, не встретились им тогда значимые личности, что очень плохо сказывается на всей дальнейшей жизни. По словам Э. Эриксона отсутствие мировоззренческого выбора в юности, а именно: «… смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует ее психическому здоровью».
Есть еще один важный момент, влияющий на самоопределение – это мотивация к учебному процессу. Старшеклассники начинают относиться к учебе гораздо серьезнее, понимая, что этим они создают базу для дальнейшего профессионального обучения. Они начинают избирательно относиться к учебным предметам (те, кто решил продолжить образование), и выражается это порой очень ярко, интерес вызывают лишь те дисциплины, которые им понадобятся в дальнейшем, порой теряя интерес к некоторым важным предметам. Вопрос об успеваемости вновь становится значимым, тяга к знаниям, необходимым для жизненного успеха определяет функционирование и развитие психических процессов. Восприятие обретает целенаправленность, память – логический характер, внимание – устойчивость и произвольность. Мышление выходит на более высокий уровень абстрагирования и обобщения, приобретя критическую и теоретическую направленность.
У старшеклассников, попрощавшихся с детством, ценностные ориентации и жизненные планы начинают резко отличаться по намерениям и интересам. Это связано не только с формированием пожеланий по выбору будущей профессии. Более всего каждый из них хочет одно, счастливую жизнь, а что это такое? – это достойное место в обществе, любимая интересная работа, счастливая семья, достаток в жизни.
Во все периоды обучения старшеклассников, 9-11 классы, от педагога требуется особое внимание к каждому из учеников, поскольку от этого зависит основная функция взросления человека – становление личности. Необходимо в каждом увидеть что-то хорошее уникальное и заострить на этом внимание самого ребенка. При этом обладать такими качествами, как дипломатичность, спокойствие, доброта, порядочность, реакция и умение понять каждого из воспитанников, чтобы в еще неокрепшей личности ребенка появилось зерно уверенности в самом себе, пропала тревога, связанная с самооценкой и с выходом в самостоятельную жизнь.
Авторская песня, как «упражнение в общении». Сборы, слеты, вечера, концерты – подростки могут получать навыки общения в рамках подобных проектов. Создание дуэтов, трио, ансамблей – как способ нормализации атмосферы в детском коллективе.
Своеобразными пособиями могут стать конкретные жизненные ситуации, описанные в конкретных авторских песнях известных авторов. Метод литературного разбора и анализа текстов может быть полезен и интересен. Например, дискуссия «А как бы я поступил на месте героя/героини песни? Понятны ли их поступки? Какова их мотивация?» («Не наточены ножи» (Митяев), «А я еду за туманом» (Кукин), «Кто-то уйдет, кто-то вернется» (Дольский) и т.д. Подготовка театрализованных постановок («агитбригад») к 9 Мая, День Российского флага, день Вооруженных сил, памятные даты Великой Отечественной (в преломлении к патриотическому воспитанию средствами авторской песни).
С таким «инструментом» в руках педагога, как авторская песня можно сделать невероятное. Ведь в репертуаре исследуемого жанра есть множество песен и стихов, которые помогут разобраться во многих вопросах, которые тревожат детей старшего школьного возраста.
Занимаясь воспитанием детей старшего школьного возраста, в том числе и патриотическим, необходимо учитывать все особенности развития ребенка в этот период. От многих факторов зависит, станет будущий гражданин России патриотом своего отечества или нет.
В этот непростой для подростка период, как никогда, более необходимо предложить ему высококачественные нравственные ориентиры. Это можно сделать с помощью изучения истории авторской песни, приобщения к этому направлению, как к бездонному кладезю.
Источник: www.samara.edu.ru