Известные в Казахстане и за его пределами авторы и исполнители песен Ольга Качанова и Вадим Козлов отметили 30-летие совместной творческой деятельности.
В 2017 году они выступали в разных городах и странах, но не это сейчас для них главное. Был долгий период, когда Качанова и Козлов активно создавали и продвигали различные проекты, связанные с брендом «авторская песня».
Лауреат многих конкурсов Ольга Качанова в разное время была автором и ведущей теле- и радиопрограмм о песенно-поэтических жанрах, где она отстаивала ценности авторской песни и делилась своими мыслями со зрителями и слушателями. На телевидении неоднократно демонстрировался «Проект Ольги Качановой», где в ста кратких беседах она задавала вопросы о творчестве лучших представителей жанра. Ольга Качанова часто заседает в жюри фестивалей. Вместе с Вадимом Козловым они создали бард-радио, не раз приглашали в Казахстан лучших авторов и исполнителей из других стран, чтобы мы могли познакомиться с ними.
Любителям авторской песни запомнился проект «Мои поющие друзья». Качанова называла его историческим романом в песнях, который написан теми, кто сочиняет, слушает и любит авторские песни. Формат программы предполагал участие как русскоговорящих авторов, так и американских исполнителей кантри и французских шансонье. Теперь дуэт Качанова – Козлов сфокусировался на узком творческом процессе.
Всё когда-то начинается
Ольга Качанова выросла в семье военного. Она была ребенком, когда отца перевели в Улан-Удэ. Снимали комнату. У дочери квартирной хозяйки был день рождения, и Ольгина мама шила ей в подарок платье, а своим детям она купила иллюстрированное издание Пушкина и собиралась почитать сказку «Руслан и Людмила». Но сначала надо было закончить с шитьем, а чтобы дети не мешали, женщина отправила семилетнего сына и четырехлетнюю дочь на улицу, где они примкнули к дворовой ватаге мальчишек и девчонок. Ребятишки залезли на крышу сарая и через дырку пробрались внутрь. Снаружи на двери висел замок. В сарае было много рухляди и хлама, там же стояла бочка с бензином, а у кого-то из мальчиков в кармане оказались спички. Дети нашли старую сковороду, набрали в нее бензин, подожгли и завороженно наблюдали за шаманской пляской пламени.
Дошив платье, мама позвала детей. Брат выбрался на крышу, вытянул за руку маленькую сестренку. А через пару минут сарай вспыхнул. Огонь резко взметнулся вверх. Мама уже бежала навстречу, двор наполнился отчаянными воплями женщин. Из оставшихся в сарае девяти ребят выжил только самый старший – он успел вылезти на еще не прогоревшую крышу. И мама всегда говорила, что ее детей спасла поэзия.
Переехали в Алма-Ату. Ольга училась в музыкальной и художественной школах. Петь любила больше, чем рисовать. Хотела поступать в Московское эстрадное училище. Но родители знали, что у дочери полный порядок с точными науками, и убедили поступить в архитектурно-строительный институт. Ольга всегда напевала, даже когда сидела над чертежами, а попав на концерт, где звучали голоса и гитары Юрия Визбора и Вероники Долиной, она поняла, что искала именно это. Взяла гитару и пошла учиться, но ее настоящим козырем стала поэзия.
Вадим Козлов родился в семье обкомовского работника в Семипалатинске. В 12 лет он отдыхал в пионерском лагере и услышал, как один вожатый выводил на гитаре мелодию из популярного фильма «Генералы песчаных карьеров». Он тоже хотел научиться играть, но родители считали это несерьезным занятием, однако дешевую гитару все же приобрели. Вадим пришел в музыкальный кружок Дома быта, и преподаватель, высоко оценив слух, каким природа наградила юношу, посоветовал приобрести настоящую гитару. Вняв мольбам сына, отец устроил Вадима на фабрику «Большевичка», где мальчик целый месяц усердно пришивал к одежде пуговицы на специальном станочке. Он заработал 72 рубля, вместе с мамой поехал на обкомовскую базу и вышел оттуда с «Кремоной» в руках.
Вадиму было 14 лет, когда отца перевели по службе в Алма-Ату. В 1981 году он подал заявку на конкурс «Весенний эдельвейс» и сразу стал лауреатом. В то время в городе процветал клуб самодеятельной песни «Тоника», куда стекались молодые и не очень таланты. Ольга Качанова уже имела имя среди авторов и исполнителей и заседала в жюри.
В армии Вадим Козлов вел музыкальный кружок в клубе, выступал вместе с женским хором, руководил вокально-инструментальным ансамблем. В кабинете, где стояли магнитофон и проигрыватель, обитал баянист с дипломом Кемеровского института культуры. За полтора года коллега по цеху обучил Вадима нотной грамоте, объяснил, что такое музыка и как она рождается. Когда Вадим вернулся, он подружился с Ольгой, и родственные души зазвучали на одной волне. Им было о чем говорить и было о чем петь вместе. Так тридцать лет назад сложился союз Ольга Качанова– Вадим Козлов.
Мы говорим на универсальном песенном языке
Вадиму Козлову не нравится слово «барды», он считает, что это культурное явление себя изжило.
– Их много, и нам не хочется быть в этой компании, – говорит Вадим. – У нас свой путь. Еще недавно мы жили артистическим состоянием: надо было готовить концерты, расписывать гастрольные планы, а сейчас наступил этап накопления, когда не хочется выходить из дома, пока нота, которая звучит в голове, не встанет на нужное место. Тут нужна абсолютная точность – это все равно, что продеть нитку в игольное ушко. У нас есть недописанные песни, и на этом для меня сфокусировался мир. Мне не важно, где и когда прозвучит новая песня, главное – чтобы она родилась, вырвалась на свободу.
– Мои песни как птицы, которых надо выпускать на волю, – говорит Ольга Качанова. – Мы присоединились к большому мировому песенному океану, когда уже не важна принадлежность к жанру, а важно, насколько ты точен, тонок, честен, правдив и как выражаешь свое мироощущение. Только в стихах, в их зыбком субстрате ты можешь нащупать самые точные определения того, что происходит с тобой и твоим окружением, и передать свое осознание миру через интонацию, музыку, песню. Социальная часть песенного дела для меня отступила, теперь наиболее весомой стала часть художественная.
– Мы проживаем такое время, когда все заняты собой и собственным продвижением, – продолжает тему Вадим Козлов. – Мы знаем, как живут другие артисты, музыканты, поэты. Социум или аудитория ничего не востребует, но если ты навязываешь себя, он, это принимает. Когда артисты устраивают концерт, возможно, кто-то придет, другие, если захотят, послушают песни в Интернете. И теперь наши произведения живут своей жизнью, а мы стали проводить мастер-классы.
– Общаясь с аудиторией, мы пытаемся убедить людей в том, что песня – это внутреннее море, а если мы верим в эту метафору, море должно быть чистым и глубоким, – убеждена Ольга Качанова. – Поиски красивых камешков на берегу, бултыхание на мели, хождение в воде по щиколотку не годятся. Наши мастер-классы предполагают плотное общение с залом от своего лица, а не от лица сценических героев, то есть фактически это третье отделение концерта. И в разных городах мира к нам приходят люди, которые хотят докопаться до чего-то главного, глубоко сокрытого, истинного.
Они всегда вместе: дома, на сцене, на мастер-классах, в самолете и в гостиничных номерах. А если дела разводят их на время, они часто не могут дозвониться друг другу, потому что интуитивно набирают номера телефонов одновременно. Такой прочный союз поэта и композитора рождает произведения, которым хочется внимать и подпевать, и люди в концертных залах украдкой смахивают с глаз набежавшие слезы.
– Авторские мастер-классы – это не учебная деятельность, мы делимся своим опытом, говорим о творчестве и жизненных установках. Это как сеанс психотерапии, когда мы обволакиваем зал и убеждаем, что все в этом зале – творческие люди, другие бы просто не пришли, – говорит Вадим Козлов. – И это не сборище графоманов, это действительно таланты, которые не останавливаются в своем обучении и совершенствовании. В такие минуты все мы бываем счастливы от того, что на этих встречах открывается понимание сути вещей.
– Следующий курс, пожалуй, будет называться «Песня как универсальная система коммуникации», – подхватывает Ольга Качанова, – потому что песня – это универсальный язык, который позволяет считывать информацию. На этом языке с нами говорят с рождения – с первой колыбельной, которую пели мамы. Когда поют про войну, мы это понимаем, когда поют про родину – улавливаем суть, когда звучит серенада, мы тоже это слышим.Песня – это инструмент коммуникации, и если бы это не работало, жанр не выдержал бы проверку временем, не жил бы веками. У каждого песенного поджанра есть своя история и свое предназначение, своя коммуникативная и психологическая функции. Поэтому теперь творческий процесс сузился для меня до конкретной задачи – найти нужные, самые точные слова, попасть ниткой в игольное ушко.
В этом жанре работали легендарные авторы и исполнители Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Александр Галич и многие другие, кого принято считать классиками авторской песни. С Ольгой Качановой и Вадимом Козловым выступали многие музыканты: классический квартет, струнные группы, джазовое трио, у них был камерный концерт с кларнетом и перкуссией, с альтом и даже с органом. Они издавали сборники стихов и записывали музыкальные диски, они бывают на самых крупных фестивалях авторской песни. И с высоты своего опыта признанные мастера жанра общаются с теми, кто так же, как и они, ищет нужное слово и точную ноту, чтобы озвучить свой внутренний мир.
Галина МУЛЕНКОВА, Алматы
Источник: liter.kz