Гитара и судьба
13 ноября исполняется 50 лет известному ташкентскому барду и поэту Юрию Аленикову. В этот день в Русском драматическом театре в 18-30 с участием друзей артистов и московской поэтессы Ирины Ратушинской состоится его творческий вечер.
В шестнадцать лет он уже сыграл Маленького Принца по А.Сент-Экзюпери в театральной студии. Затем последовало приглашение в Русский театр сыграть в спектакле по пьесе Казанцева "Старый дом" вместе с такими известными актерами, как Л.Михайлова, К.Мощенко, В.Русинов, И.Авдюшкина, Г.Пачис. Поэтому было естественным, что поступать после окончания школы Юра Алеников решил в театральный.
Еще в студийные годы он заинтересовался песней. Тогда почти каждый мальчишка считал своим долгом научиться бренчать на гитаре и, едва овладев тремя аккордами, уже пытался что-то сочинять. Пробовал себя в студенческих капустниках, исполняя песни Булата Окуджавы, Дольского…
Постепенно пришло понимание, что авторская песня не имеет ничего общего с жизнью в театре. Его буквально переполняла накопившаяся информация, появилась потребность сочинять собственную музыку.
- Стихов я никогда не писал… хороших. Пользовался теми, что мне особенно нравились поэтическим словом, образом, метафорой, - вспоминает Алеников. - Подбирал стихи, которые могли переродиться совсем в другой жанр. Жанр песни. Тем более, что перед глазами были такие примеры, как Никитин, Берковский. Это мне было интересно и очень близко по духу. Первые песни были положены на стихи нашего ташкентского поэта Рудольфа Баринского.
Первый сольный авторский вечер Юрия Аленикова состоялся в 1984 году после окончания театрального института на сцене Дворца железнодорожников. Он уже ощутил себя хозяином сцены, когда стоишь один на один с аудиторией и разговариваешь с целым залом… И понимаешь, что после этого ты уже не сможешь подчиняться режиссерской воле, не нуждаешься в партнерах. Ты сам себе - режиссер, драматург, актер и композитор в одном лице.
Потом было участие во всевозможных песенных фестивалях. С ташкентским клубом авторской песни "Орфей" он проехал от Прибалтики до Владивостока. Участвовал в знаменитом Грушинском фестивале бардовской песни в 1987 году.
- Уникальность авторской песни в том, что во все времена она объединяла самых разных людей. Именно тех, кто с пониманием относится к песенному творчеству, - считает Ю.Алеников. - Мы все время искали новые формы общения со зрителями. Так возникла идея проведения творческих вечеров, посвященных памяти Ахматовой, Визбора, Высоцкого, Галича, на которые в Ташкент приезжали Владимир Корнилов, Дмитрий Сухарев… В качестве рекламы к ним мы печатали небольшие буклетики со стихами. В результате весь зал подпевал исполнителям.
Но стояли трудные времена. Эта проблема в те годы коснулась и других сфер культуры. К примеру, на премьерном спектакле "Священное чудовище" Ж.Кокто в Русском академическом театре драмы сидело ползала. Именно тогда нас с Ириной Хилковой пригласили сюда работать. Потребовалось приложить немало усилий и организаторской работы, чтобы исправить ситуацию. Но к своей работе главного администратора театра я отношусь… как к работе. Творчество - это совершенно иное. Если хочется, ты это делаешь, если нет - ждешь момента, когда "случится"…
Ему часто задают вопрос: легко ли пишется? Говорит, по-разному. К примеру, в конце восьмидесятых случайно попала в руки небольшая журнальная публикация стихов Ирины Ратушинской. Вспоминает, что просто мурашки пробежали по телу, когда услышал такое "откровенное, больное слово". Оно так глубоко тронуло, что буквально на одном дыхании в течение нескольких дней родилось пять песен. Тогда понял, что она - его поэт. Сегодня в репертуаре Юрия более 20 песен на стихи Ратушинской. Они золотой фонд его репертуара.
- Я просто был в восторге, когда впервые прочитал сборник стихов Александра Файнберга, - говорит Алеников. - Увидел поэта, верного своему поэтическому слову, в котором нет вранья и напыщенности. Он - настоящий. Когда получилось несколько песен, я их ему показал. Мне показалось, что Александру Аркадьевичу мое творчество понравилось. То, что он хотел выразить в словах, органично вплелось в музыку.
"…Голос барда Юрия Аленикова так же лиричен и мужественен, как отобранные им стихи Владимира Корнилова и Иосифа Бродского. Мелодии, рожденные его душой, впрямую родственны стихам. Они усиливают восприятие поэзии, как высокочувствительный микрофон усиливает звук бьющегося сердца", - написал в предисловии к диску "Свеча бы не погасла…" народный поэт Узбекистана А.Файнберг.
- Думаю, что не последнюю роль играет мое актерское нутро, - говорит он. - Оно мне помогает почувствовать слово и образ в стихотворении. Потому что, прежде чем приступить к работе, задаю себе вопрос: о чем оно, что хотел сказать поэт? И только потом: а что я хочу сказать песней? Не хочу быть просто иллюстратором, я - соучастник творческого процесса, соавтор. Только так рождается в песне единение музыки, стихов и исполнения. Мне нравятся стихи, в которых есть кинематографическое начало - некая история. "Новогодней ночью по моим законам нарисуй сердечко на стекле оконном…", или "…На окраине базара, где стучат, лудят, паяют. Пиво пьют и матерятся так, что пыль летит с ушей…" или "Давай, цыганка, на картах погадай. Ограбь меня до нитки, но молодость отдай". Зритель слушает и сразу возникает песенный образ.
- Кстати, как и многие молодые люди, Юра Алеников действительно писал сам стихи, когда только пришел в клуб, но… у него хватило здравого ума и таланта понять, что писать в рифму - еще не значит быть поэтом. Это достойно всяческого уважения, - считает давняя соратница по авторской песне Ирина Хилкова. - Юра несет русское слово, высокую поэзию и это, пожалуй, самое главное в его творчестве. Он настолько органичен как музыкант в обращении со стихом, что музыка звучит не просто аккордом к слову. Она становится образом, раскрывающим ту тайну поэзии, которая не лежит на поверхности. Ведь поэзия все-таки - это некая ворожба, таинство. Он обладает даром увидеть, услышать и показать стих так, что он зазвучит другой гранью.