В Баку прошёл XI Бакинский международный фестиваль авторской песни. Четыре заметки про фестиваль в Азербайджане.
Авторская песня никогда не умрет!
В Баку открылся XI Бакинский международный фестиваль авторской песни.
Этого события любители авторской песни и барды из Баку и других городов и стран ждали два года: в прошлом году фестиваль не состоялся по независящим от оргкомитета причинам. Но в этом году праздник авторской все же радует своих гостей! Правда, в несколько усеченном виде - фестивальная программа рассчитана всего на 4 дня, хотя юбилейный, Х фестиваль 2014 г. (для сравнения) длился ровно 20 дней. Но, как говорится, спасибо и на этом!
Спонсором фестиваля в этом году (наряду с Министерством молодежи и спорта Азербайджана, под патронажем которого фестиваль зародился) стало еще и Главное управление по культуре и туризму города Баку, за что ему огромное спасибо! На бардовский фестиваль наконец-то обратила внимание структура, непосредственно связанная с культурой, и это не может не радовать. До этого же создавалось впечатление, что на ярчайшее событие в области культуры Азербайджана официальные организации, курирующие культуру, как-то не обращали внимания. И это несмотря на слова общенационального лидера Гейдара Алиева, что "Многонациональность - это наше богатство", и слова нынешнего президента Ильхама Алиева, что "Это большое счастье - жить в многонациональной стране. В тех странах, где живут люди лишь одной национальности, они обделяют себя очень многим, они не могут наслаждаться взаимопроникновением культур, не могут понять, что такое братство между народами. В Азербайджане же дело обстоит совсем иначе, это наша государственная политика, это живет в душе каждого гражданина страны".
Русский язык в Азербайджане - это возможность не только приобщиться к мировой культурной сокровищнице, но и вложить на этом языке, являющимся одним из международных, свой вклад в эту сокровищницу, ибо школа авторской песни в Баку - одна из самых сильных на всем русскоязычном пространстве планеты и бакинские барды известны далеко за пределами Азербайджана. Этим самым они, кроме всего прочего, занимаются и пропагандой своей родной страны! Что крайне немаловажно в нынешней политической обстановке в мире.
Кстати, эту же мысль выразил в своем послании фестивалю из России и Александр Городницкий, один из основоположников жанра авторской песни, большой поклонник нашего фестиваля, председатель Совета аксакалов Бакинского фестиваля (аналога жюри других фестивалей) и влюбленный в Баку человек: "Бакинский фестиваль авторской песни стал уже ежегодной прекрасной традицией, он играет огромную роль в сохранении культуры, ведь Баку исторически был колыбелью как азербайджанской, так и русской культуры. Год от года этот фестиваль набирает силу и способствует объединению самых разных людей: ведь когда люди поют вместе, они уже объединены.
Бакинский фестиваль способствует также укреплению дружбы между Россией и Азербайджаном. Он собирает в один из прекраснейших городов мира бардов из самых разных стран, так как уже давно получил статус международного и пользуется широкой известностью далеко за пределами Азербайджана.
Бакинский фестиваль, получивший негласное название "Бакинские каникулы", стал настоящим праздником авторской песни, и я желаю ему процветания, долгих-долгих лет, его участникам - здоровья, творческих свершений, Баку - хорошеть и развиваться, а себе самому - приезжать на этот прекрасный праздник и в этот чудесный город снова и снова". Добавить к этим словам уникального человека и барда практически нечего! Кроме, пожалуй, пожелания официальным структурам: почаще обращать внимание на фестиваль, на подвижников, которые делают великое дело по искоренению бездуховности в обществе, на людей, которые всячески укрепляют позицию Азербайджана на международной культурной арене.
В нынешнем фестивале приняли участие барды, поэты и исполнители из нескольких городов России, а также из Грузии, Литвы, Израиля, Чехии, Франции и США.
В первом концерте приняли участие известные бакинские барды Ибрагим Имамалиев, Виталий Игольников, Вера Великанова (которая совсем недавно ярко заявила о себе потрясающе глубокими песнями, наполненными философией, красотой и лиричностью), прекрасный поэт Алина Талыбова и бакинский поэт Лейла Бегим, которая сейчас живет в Чехии.
Открытием фестиваля стал Аладдин Ягубов, известный азербайджанский поэт, член Союза писателей России, ветеран Афганистана и Карабаха. Он представил на суд зрителю две своих песни, которые глубоко запали в сердца глубиной мысли, искренностью и тем, что называется правдой жизни. А если добавить к этому еще и недюжинный композиторский талант, то можно представить себе впечатление, которое произвел Аладдин Ягубов. Зал ему буквально скандировал.
Из зарубежных гостей особо сильное впечатление произвел Александр Цилькер из подмосковного города Одинцово. Очень яркий автор, обаятельный человек и обладатель множества разных "должностей" в мире авторской песни. Он директор всероссийского фестиваля авторской песни и поэзии, посвященного творчеству Булата Окуджавы "Песня Булата в Колонтаево", "Песна Булата на Волге", всероссийского фестиваля юмористической и сатирической песни и поэзии "Ерш", руководитель бард-слета "Зимний Арбат", администратор фестиваля "Кружка", посвященного творчеству Сергея Каплана, и директор фестиваля авторской песни и поэзии медицинских работников "Поющий доктор". Также А.Цилькер - член Московского общества литераторов, председатель клуба авторской песни города Одинцова. Еще одним зарубежным гостем фестиваля стал Олег Степанов из Израиля, композитор и прекрасный исполнитель своих песен на стихи самых разных поэтов.
Перед началом Фестиваля организаторы почтили память погибших в Ницце, в их честь песню на французском языке спела Анечка Контуш, маленькая француженка с бакинскими корнями, талантливая девочка, воспитывающаяся в семье с глубочайшими бардовскими устоями. Кто-то из критиков считает, что детям не место на взрослом фестивале. Это не так! Дети - это наше будущее. Уйдем мы - они подхватят эстафету, как бы банально это не звучало. Только дети, воспитанные в традициях авторской песни, смогут потом стать нам надежной сменой, и авторская песня никогда не умрет!
Автор: О.БУЛАНОВА
Авторская песня - самый трудный жанр
В столице Азербайджана стартовал XI Бакинский международный фестиваль авторской песни. По традиции он проходил в Театре песни им. Рашида Бейбутова. И так же по традиции вход на все концерты был бесплатным - любители авторской песни, самого трудного жанра, никогда не были богатыми людьми, и организаторы фестиваля всегда это понимали.
Но почему же этот жанр - самый трудный? Потому что это самое незрелищное действо подразумевает великую работу души, напряжение всех внутренних сил, зато в итоге - ни с чем не сравнимое наслаждение от понимания человеческой сути, приближение к каким-то вселенским тайнам, прочувствование их на глубинном уровне.
Ибо основой жанра авторской песни является поэзия - волшебный ключик, позволяющий открыть самые сокровенные тайны души. Читать стихи - непросто, а слушать, пусть и под музыку, - еще более непросто. Это не каждому дано. Зато тем, кому дано, считают этот жанр самым духовным жанром.
Труден этот жанр и потому, что не подразумевает дешевой "развлекаловки" с плясками полуголых девиц под всполохи свето-эффектов, под непонятные звуки, издаваемые безголосыми певунами и певичками и лишь по недоразумению называемые музыкой.
Все вышеназванное - лишь жвачка для мозгов и души, а не пища; суррогат, заменяющий истинное искусство. Но нас кормят этим суррогатом на всех телеканалах, в интернете, по радио, в концертных залах...
Это очень выгодное дело - давать суррогат и жвачку взамен настоящей духовной пищи.
А на выходе - беснующиеся толпы, оставляющие в кошельках так называемых продюсеров немалые суммы. Сочинить эстрадную песенку с бессмысленными словами и примитивной мелодией гораздо проще и быстрее, чем думать, размышлять, вкладывать в слова глубокий смысл, искать форму, которая была бы максимально выразительной.
Авторская песня учит человека прежде всего думать. А теми, кто умеет думать, очень трудно управлять. Именно поэтому авторская песня была загнана в советскую эпоху практически в подполье.
Сейчас ситуация несколько лучше - авторскую песню не запрещают. Однако и зеленого света ей тоже не дают: спонсоры не хотят вкладывать деньги в неприбыльный жанр. А о духовности им думать недосуг, да и неудобно.
Однако фестивали авторской песни, бард-слеты существуют, делают свое благородное дело, сплачивают людей, говорят с ними со своих площадок о вечных ценностях - о любви, дружбе, родине, чести, совести и т.п.
Именно о таких вечных ценностях пели песни и читали стихи практически все участники на втором концерте Фестиваля. Из бакинских бардов в нем приняли участие Сергей Аранович, Оксана Буланова и Вафа Мамедова.
Сергей Аранович - яркий поэт и прекрасный композитор, каждое его выступление становится праздником для зрителей. Бешеная, просто-таки космическая энергия - вот что отличает его исполнение. Кажется, его энергии хватит, чтобы наполнить не один, а целый десяток залов.
Оксана Буланова - профессиональный литератор, пишет песни как на свои стихи, так и на стихи других поэтов, преимущественно бакинских. Так, на концерте она исполнила песни на замечательные стихи Сергея Стреляева и Елены Куцебы.
Свое выступление она предварила благодарностью Джавиду Имамвердиеву, чья кипучая энергия и невероятная любовь к авторской песне позволила-таки провести XI фестиваль.
"Таких людей сейчас не делают, - сказала Оксана Буланова. - Это подвижник, фанат авторской песни, достойный самой глубокой признательности. Без него этот праздник авторской песни просто бы не состоялся!"
Вафа Мамедова - лауреат IX Бакинского фестиваля в номинации "Лучший исполнитель". Ее репертуар отличает вдумчивый отбор, к выбору песен она подходит с большим вкусом, при этом поет как песни знаменитых бардов, так и песни членов Бакинского клуба.
Из иностранных гостей первым выступил замечательный дуэт из Омска "Вместе" - Наталья Капранова и Сергей Олейник. Этот исполнительский дуэт с первой же песни полюбился зрителям своей искренностью и высочайшим профессионализмом.
Дуэт выбирает для своих выступлений все самое интересное из репертуара известных бардов, в том числе и ныне живущих. Наталья и Сергей не боятся экспериментировать, но делают это крайне тактично.
Так, всем зрителям очень понравился синтез из "Песни о рыбаке" из фильма "Человек-амфибия" и песни 60-х годов "Джамайка", которую блистательно спел в свое время Робертино Лоретти.
Еще одним иностранным гостем Фестиваля стал Георгий Чкония, бард из Тбилиси. Тбилисский и Бакинский клубы авторской песни - это клубы-побратимы, между ними очень тесная связь, Тбилисский фестиваль - "младший брат" Бакинского, но уже смог ярко заявить о себе.
Члены Тбилисского клуба стараются приезжать не только на наш фестиваль, но и на концерты, посвященные тем или иным знаменательным датам в мире бардовского движения, а также приглашают к себе членов Бакинского клуба.
Георгий Чкония - один из самых известных представителей Тбилисского клуба, знаменитая песня и не менее знаменитый клип Вахтанга Кикабидзе "Вы меня не предали - разочаровали" принадлежит именно Георгию Чкония. Это очень самобытный и философичный автор, его песни всегда наполнены глубоким смыслом, а стихи заставляют совершать ту самую работу души, о которой сказано выше.
Однако так не бывает, чтобы все авторы были одинаково интересны и талантливы. Зрителей очень сильно разочаровал бывший бакинец Ян Кашепава, который нынче живет в Нью-Йорке. Его исполнение напоминало блатной шансон пополам с дешевым вариантом "Камеди клаб". Ну, как говорится, все познается в сравнении...
Зато невероятно порадовали две молодые бакинские поэтессы - Саида Субхи и Солмаз Сулейманлы. Они на своем примере доказали, что стихи можно и нужно читать со сцены, и публика будет слушать их, затаив дыхание. (При условии, конечно, что это стихи хорошие.)
Каждая со своим неповторимым творческим почерком, девушки тем не менее обладали одной общей чертой: их стихи были мудрыми, глубокими, но, самое главное, лишенными вычурностей и красивостей, заумных многозначительных фраз, за которыми так легко порой спрятать отсутствие смысла.
В их стихах не было также и "женских страданий", чем грешат многие поэтессы, зато присутствовала самоирония - довольно большая редкость по нынешним временам.
Автор: К.БУРАКОВСКАЯ
Бардовская песня - срез эпохи
В нашем городе завершился XI Бакинский международный фестиваль авторской песни. Предпоследний день фестиваля был самым насыщенным - премьера фильма Натальи Касперович и Александра Городницкого "Портреты на стене" и концерт.
Наталья Касперович родилась и выросла в Баку. Потом судьба повернулась так, что она стала режиссером-документалистом, поселилась в Париже... Те фильмы, которые она снимает, резко выбиваются из жанра документального кино, потому что являют собой симбиоз документальных кадров и стихов и песен. В этих фильмах Александр Городницкий, старейший на сегодняшний день представитель жанра авторской песни, рассказывает об исторических событиях, свидетелем и участником которых он стал. Эти фильмы - некий срез жизни, тесно связанный с бардами, поэтами, художниками, некоторыми политическими деятелями.
Александр Моисеевич в один из прошлых своих приездов в Баку как-то сказал, что ему очень сильно повезло: рядом с ним оказался человек, который стал по сути летописцем не только его творчества, но и "отразителем" целой эпохи. Ведь авторская песня тесно и напрямую связана практически со всеми историческими событиями, свидетелями которых мы были. Все они в фильмах Натальи Касперович переданы через рассказы Александра Городницкого, его стихи и песни, а также через творчество других известных бардов.
Фильм "Портреты на стене" - трилогия. Бакинским зрителям был представлен второй фильм, посвященный трем выдающимся представителям жанра: Михаилу Анчарову (1923-1990), Юрию Визбору (1934-1984) и Виктору Берковскому (1932-2005). Эти замечательные авторы, сформировавшие бардовскую песню, предстали перед зрителями не только как творческие люди, но и как просто люди - со своими привычками, характерами. Их портреты не были прилизаны и приглажены, и от этого стали еще более интересны.
Перед премьерой Наталья рассказала, как создавались фильмы, как съемочной группе катастрофически не хватало финансирования и все фильмы (а их уже несколько десятков, т.к. многие являются сериалами) делались исключительно на энтузиазме. Она поделилась радостью, что многие структуры дарили им редкие документальные кадры, которые потом включались в фильмы.
Вечером состоялся концерт, в котором приняли участие 12 авторов. Отчасти это было запланировано, отчасти так получилось по независящим от Оргкомитета причинам. Так, замечательный литовский автор Вигантас Казлаускас должен был выступать накануне, но не смог прибыть в Баку - его вылет из Стамбула был задержан больше чем на сутки из-за известных политических событий в Турции. Но, к счастью, Вигантас прилетел и самое большое, о чем он жалел, - это о том, что сможет пробыть в Баку всего один день, а ему так хотелось погулять по нашему прекрасному городу!
Вигантас приезжает на Бакинский фестиваль уже третий раз. С самого первого своего концерта он произвел колоссальное впечатление на бакинскую публику. Этому способствовало и невероятное личное обаяние, и артистизм, и прекрасное владение гитарой. Вигантаса трудно назвать бардом в чистом виде, он, скорее, шансонье (не путать с блатным русским шансоном!), но шансонье в тесной связке с бардовскими традициями. Один из участников Бакинского фестиваля, Алексей Ушаровский, пару лет назад написал в своем блоге: "Кто бы мог подумать, что лучшие французские шансонье живут в Вильнюсе!" Основой для такого восклицания послужило то, что Вигантас двуязычный - он пишет песни как на литовском, так и на французском, который знает не просто в совершенстве, а как родной язык. При этом он еще и прекрасно говорит по-русски и иногда пишет на русском песни.
Кстати, Алексей Ушаровский, замечательный исполнитель из Москвы, принял участие в этом же концерте. Его бакинские зрители тоже знают очень давно и любят: за песни, за отзывчивость - Алексей всегда помогает коллегам как аккомпаниатор. В этом концерте он выступал не только с сольной программой, но и как помощник чудесной девочки из Франции Анечки Контуш, которая спела на русском и французском, а также на испанском и итальянском. Чем привела публику в восторг.
Отдельного внимания заслуживает автор из Пятигорска Татьяна Санкина. Она приехала на XI фестиваль с единственной целью: показать свою новую песню на стихи Александра Городницкого "Гражданская война". Александр Моисеевич слушал раньше эту песню и ему очень понравилось то, что получилось. Он написал эти стихи именно как стихи, совершенно не планируя делать из этого песню. Он признался, что благодаря музыке Татьяны и ее исполнению стихи заиграли новыми красками и производят в виде песни гораздо более сильное впечатление.
Кстати, на стихи Городницкого была написана еще одни песня, на этот раз бакинским бардом Дилярой Юсуфовой, также принявшей участие в концерте. Диляра написала музыку на стихи, посвященные замечательному бакуведу и гиду Фуаду Ахундову, который каждый год проводит экскурсию для приехавших в Баку бардов. Стихотворение называется "Бакинские дома" и рассказывает не только о бакинской архитектуре и известных бакинцах, в них живших, но и о том беспределе, что порой творится с памятниками архитектуры. Оно закачивается такими словами: "Дома, как люди - умирают стоя, но не склоняют головы!".
Песня Диляры вызвала бурные овации в зале, ведь зрители любят не только Городницкого, но и саму Диляру, тонкого, искреннего человека, всю себя отдающую организации фестивалей вместе с Джавидом Имамвердиевым, и плюс ко всему прекрасного мелодиста.
Кстати, Джавид, президент бакинского Клуба авторской песни и бессменный организатор фестивалей, также принял участие в концерте. Причем вместе со своим сыном Булатом. Год от года этот мальчик доказывает, что подрастает смена, что авторская песня в надежных руках. Булат очень вырос за последние два года, пока публика его не видела. И не только в плане роста, но и в плане исполнительского мастерства: до этого он пел, как все дети - порой неумело, в этом же концерте зрители увидели маленького человечка, который абсолютно четко понимает, что делает на сцене и зачем туда вообще вышел. Булат, названный родителями в честь великого Булата Окуджавы, вызывал бурные аплодисменты.
Об остальных участниках концерта мы расскажем в нашем последнем репортаже.
Автор: О.БУЛАНОВА
Авторская песня - Золушка. Дождется ли она своего принца?
Бакинский международный фестиваль авторской песни, одиннадцатый по счету, завершен. Мы обещали продолжить рассказ о последних днях фестиваля и о его замечательных гостях.
В Тбилиси, как известно всем поклонникам жанра, существует клуб-побратим. Из этого клуба в этом году было трое гостей. В предпоследнем концерте приняли участие Ирина Парошина и Роберт Авадяев.
Ирина - любимица бакинской публики. В 2012 году, когда проходил VIII фестиваль, Ирина стала дипломантом сразу в трех конкурсах: получила диплом в номинации "Лучший автор слов и музыки" в конкурсе, который проводил Совет аксакалов (жюри Бакинского фестиваля), получила "Приз зрительских симпатий" и почетный диплом "Мисс Фестиваль", учрежденный нашей газетой. Но даже если бы не было этих и других наград, Ирина Парошина все равно была и остается уникальным бардом.
Она ни на кого не похожа, ее песни можно узнать даже в чужом исполнении. Ее стихи наполнены философией, глубоким смыслом, они заставляют задумываться, размышлять... Они сильно напоминают баллады - со всеми признаками этого жанра.
На концерте было исполнены старые песни Ирины и несколько новых. Среди новых особое внимание привлекла "Балерина". После концерта зрители спрашивали друг у друга: "Вы записали? Не записали? Я хочу ее иметь!". Ирину Парошину несколько раз вызывали "на бис", и она спела парочку давно полюбившихся бакинцам песен, ставших своего рода ее визитной карточкой.
Прекрасный исполнитель Роберт Авадяев, известный журналист, музыкант, - человек в Баку известный и всеми любимый. И не только потому, что родился и долгое время здесь работал. Роберт стоял у истоков Бакинского клуба авторской песни, прекрасно разбирается в этом жанре, обладает высочайшим вкусом в отборе репертуара.
Его невероятно артистичное и искрометное исполнение всегда вызывает восторг у публики.
К счастью, и Роберт, и Ирина приезжают в Баку не только на фестивали, но и на концерты, посвященные каким-то знаменательным датам в мире авторской песни. Им всегда рады, их всегда ждут.
Надо сказать, что Роберт и Ирина - не только члены Тбилисского клуба-побратима, не только обаятельные и просто хорошие люди, они - семейная пара. И сложилась их семья именно на Бакинском фестивале, чем фестиваль может по праву гордиться! У них подрастает сын и вполне возможно, что он пойдет по стопам своих замечательных родителей. Что называется, поживем - увидим.
Завершил концерт еще один любимый бакинцами бард, но уже местный - Самир Раджабов, лауреат Фестиваля авторской песни в Ашгабате, дипломант многочисленных фестивалей авторской песни в других городах, в том числе и Бакинского фестиваля, обладатель почетных дипломов, которые утвердила наша газета.
Песни Самира точно так же не спутаешь ни с какими другими, он обладает ярчайшим творческим почерком, оригинальной манерой исполнения.
Тематика его песен чрезвычайно разнообразна: лирика, военные песни, исторические баллады, остросоциальные размышления и т.д.
Самир - из пионеров. Из первопроходцев. Из тех, кто идет вперед и не боится экспериментировать. Иногда его песни как бы выпадают из жанра классической бардовской песни, но этим и ценны: они - как новая струя.
В конце концов еще великий Окуджава сказал: "Каждый пишет, что он слышит, Каждый слышит, как он дышит, Как он дышит, так и пишет, Не стараясь угодить".
По уже сложившейся традиции в фестивальных концертах принимают участие и поэты. Этот концерт не был исключением. Свои стихи представила публике Нигяр Гасанзаде, член Союза писателей Азербайджана.
Кроме того, что Нигяр - поэт, она еще и неплохая актриса: снялась в тонком и проникновенном фильме "Кидающий камни" Джавида Имамвердиева (который, к слову, не только бард, не только президент Клуба авторской песни, но еще и театральный и кинорежиссер).
Стихи Нигяр похожи на кружево. Они не очень легки для восприятия на слух, но их глубина заставляет душу трудиться. А для чего еще нужны стихи?!
Кроме того, что Нигяр - поэт, она еще и руководитель литературного проекта "Слово" (Сёз), задуманного для поддержки литераторов Азербайджана. В этом качестве она выступила в день закрытия фестиваля.
В концерте приняла участие еще одна молодая девушка, пишущая стихи, - Ульвия Ахундова. Вырастет ли она в большого поэта, покажет время, но пока видно, что пишет Ульвия с большой искренностью.
Итак, фестиваль завершился. Подошел к концу еще один Праздник Песни, оставив после себя грусть. Грусть - потому что закончился. И потому, что был этот фестиваль до обидного коротким.
Огромное спасибо спонсорам - Главному управлению культуры и туризма города Баку, литературному проекту "Слово", Министерству молодежи и спорта Азербайджанской республики.
Если бы не они, не было бы даже такого короткого четырехдневного фестиваля. Гости, как обычно, уезжали со слезами на глазах - из Баку уехать нелегко. Это город берет в плен всех.
А в сочетании с авторской песней, лекарством от бездуховности, получается просто сногсшибательный коктейль, который "отравляет" человека, делает его зависимым, и он хочет повторения снова и снова.
Из года в год. Дай Бог, чтобы в следующем году на авторскую песню обратили бы более пристальное внимание и новый, XII фестиваль авторской песни, был бы полномасштабным!
А что касается непосредственно авторской песни, то она по- прежнему Золушка. (Речь не только об Азербайджане - так везде. К сожалению...)
Никто не бежит к ней с подарками, никто не предлагает ей финансовую помощь, никто не вытаскивает ее на сцену больших залов. Никто не делает ей рекламу, не кричит о ней на каждом углу... Золушка - она и есть Золушка. Хоть и прекрасная. Дождется ли она своего принца?
Автор: О.БУЛАНОВА
Источник:
Статья 1: Авторская песня никогда не умрет!
Статья 2: Авторская песня - самый трудный жанр
Статья 3: Бардовская песня - срез эпохи
Статья 4: Авторская песня - Золушка. Дождется ли она своего принца?